Skip to main content

Частные школы в турецкой образовательной системе

28.09.2008

Утро каждого понедельника во всех школах Турции начинается с поднятия государственного флага. Перед началом занятий во внутренних дворах, на спортивных площадках и в залах школ собираются все школьники и учителя. Сосредоточенно наблюдают они за тем, как медленно поднимается вверх по древку, постепенно расправляясь, большое красное полотнище с полумесяцем и звездой. Каждое утро ученики начальных школ начинают с того, что хором произносят клятву быть честными, правдивыми, прилежно учиться, защищать младших и уважать старших, любить свою страну больше, чем самих себя. ‘Мы смотрим на тебя, Турция, мы готовы отдать тебе все силы’, — этими словами студенческого гимна начинают занятия учащиеся турецких высших учебных заведений.

Современная турецкая система образования была основана в 1924 году, после того как Мустафой Кямалем Ататюрком были закрыты религиозные школы, и открыты новые светские образовательные учреждения, а посещение начальной школы было объявлено обязательным. Наследие Ататюрка настолько важно для турецкого народа, что его принципы сопровождают школьников на всем протяжении их обучения. По всей стране в каждом классе над школьной доской обязательно висит портрет основателя Турецкой Республики, в одном из мест школы обязательно вывешен плакат с обращением Ататюрка к турецкой молодежи, а в другом плакат с национальным гимном. 

Прошло много лет, прежде чем сложилась общая структура турецкого образования. Закон об обязательном образовании был впервые введен в 1924 году с последующим пересмотром его в 1962, 1980, 1997 годах. Обязательное государственное образование распространяется на детей в возрасте от 6 до 14 лет, согласно статье 42 Конституции страны. В 1997 году период первичного обязательного образования возрос до 8 лет (Акт 4306) (1) . 

Среди школьных предметов — турецкий и иностранные языки, химия, математика, физика, литература, религиоведение, география, история и др. По завершении обучения в начальной школе сдается экзамен, который является пропуском для поступления в школу второй ступени и лицеи. По данным Государственного института статистики за 2001 год, общий процент грамотности среди совершеннолетних граждан Турции составил 83,6%, среди них 91,4% приходится на лиц мужского пола, старше 15 лет и 75,4% женского в той же возрастной группе. Общий процент грамотных людей в городской местности составляет 89,9% (96,1% среди мужчин и 83,4% среди женщин), и 80% в сельской местности (91% среди мужчин и 69,2% среди женщин) (2) . 

Государственная образовательная система включает в себя пять ступеней: дошкольную подготовку, начальную, среднюю школу первой и второй ступеней, высшую школу (лицеи) и университетское образование. Система дошкольной подготовки для детей в возрасте от 4 до 6 лет, которая не является строго обязательной, была основана в 1953 году. Потребность в дошкольных учреждениях была ограниченной ввиду нежелания родителей вручать воспитание своих малышей каким-либо учреждениям за пределами семьи. Дошкольные программы получили более широкое распространение в больших городах, где, начиная с 1980-х, наблюдается рост их численности и популярности. Тем не менее, в настоящее время государственное дошкольное обучение предоставляется лишь небольшому числу детей. В рамках проекта по базовому образованию около 1900 сельских школ, в которых стало меньше учеников из-за их переезда в центральные школы, используются в настоящее время для дошкольного образования (3) . Дошкольные учреждения Турции посещают всего 5-10% турецких детей. Главным образом, это дети из семей, проживающих в больших городах, где работающие матери отдают своих малышей в детские сады. В основном дети начинают посещать их в возрасте от 4-х лет. Дошкольные предметы включают обучающие игры, пение, театр, рисование, нормы общественного поведения. 

Начальное образование является обязательно совместным для мальчиков и девочек в возрасте от 6 до 11 лет. С начала 1980-х годов большинство детей в возрасте с 6 до 10 лет были школьниками. По оценкам на1994/5 учебный год, в Турции насчитывалось около 46 тысяч начальных школ, в которых обучались 97% населения соответствующих возрастных групп. Дети в деревнях охотнее и лучше посещали школы, также в связи с тем, что в городах родителям проще держать своих детей, особенно девочек, дома. 

В начальной школе классный руководитель ведет учеников, начиная с 1 и по 8 класс. То есть, один и тот же учитель занимается детьми от момента поступления до их выпуска из школы. Занятия в школах идут в две смены: до обеда и после обеда. В каждом классе обучается от 20 до 40 детей, однако в сельской местности, где учителей не хватает, численность классов может быть больше. Родители сами покупают детям униформу, карандаши, ручки, тетради. Если в государственных образовательных учреждениях школьники носят униформу, как правило, синего, иногда черного цвета, то униформа учеников в частных школах более красочна и орнаментирована. Первичное образование является бесплатным, за исключением частных школ, в которые ходит 2% детей от общей численности всех учеников первичных школ. Однако некоторые школы собирают денежные пожертвования от семей (4) . 

В средних школах первой ступени, программа которых рассчитана на два года, обучаются дети в возрасте от 12 до 14 лет. Девочки и мальчики обучаются совместно, и это образование является также обязательным, начиная с 1972 года. Однако, власти не настаивают строго на посещение средней школы первой ступени, особенно в сельской местности, где численность средних школ невелика, и ученикам приходится преодолевать до них немалые расстояния. Министерство национального образования не публикует данные о посещаемости средних школ, однако эксперты высказывают заключение, что, скорее всего, она не превышает 60% в соответствующих возрастных группах. Одним из главных стимулов увеличения посещаемости стало издание в 1983 году закона, запрещающего принимать на работу молодых людей, не достигших 14-летнего возраста. Окончание средней школы является необходимым условием для поступления в высшую школу общего профиля, профессиональные, технические и ремесленные училища. 

Посещение средней школы второй ступени не является обязательным. Эти школы не являются составной частью лицеев и колледжей или профессиональных училищ. По всей стране насчитывается приблизительно до 1300 таких школ, которые находятся под надзором Министерства по делам национального образования. Трехлетнее обучение в лицеях и колледжах также является совместным для обоих полов. Обучение во многих лицеях и технических колледжах в крупнейших городах страны ведется на двух языках: родном (турецком) и иностранном (английском, французском, немецком). В стране открыты 12 лицеев для трех официально признанных национальных меньшинств — армянского, греческого и еврейского. Обучение во многих из профессиональных училищ проходит по четырехлетней программе. Профессиональная высшая школа включает специальные технические училища для молодых людей, школы домоводства для девушек, педагогические и медицинские училища, торговые и сельскохозяйственные школы, школы по подготовке мусульманских преподавателей и другие специализированные заведения. Получить высшее образование турецкие граждане могут в нескольких сотнях институтов, включая профессиональные школы, академии, институты, но прежде всего в 27 государственных университетах, в которых на 1993/4 учебный год числились более 450 000 студентов. 

Согласно Закону об университетах от 1946 года, государство субсидировало и предоставляло автономию турецким университетам. Однако, начиная с 1980, а особенно в 1981, правительство стало дополнять Закон об университетском образовании, и университеты стали испытывать интенсивные вмешательства в свои дела со стороны правительства. Военные лидеры страны выражали уверенность в том, что именно университеты выступают центрами зарождения деструктивных политических идей и начинают угрожать стабильности государственного устройства. Таким образом, они добились, что в 1981 году высшее университетское право и в 1982 году соответствующие положения в Конституции были пересмотрены и подвергнуты серьезным изменениям. Например, обязательным условием Конституции стало то, что Президент страны назначает ректоров университетов, Конституция дала право правительству основывать новые университеты, назначать Совет по Высшему образованию (СВО). Новый Закон о высшем образовании запретил учителям и зачисленным в ВУЗ студентам состоять и работать в политических партиях и потребовал стандартизации учебных планов всех университетов. 

СВО состоит из 25 членов, из которых 8 назначается непосредственно Президентом, 8 Межуниверситетским Советом, 2 Министерством по делам национального образования, 1 Генеральным штабом Вооруженных Сил. Руководитель СВО назначается непосредственно Президентом Республики. СВО наделено правом рекомендовать и назначать ректоров, деканов и профессоров, утверждать прием в университеты студентов, планировать новые университеты. Во власти СВО также перемещение сотрудников факультетов из одного университета в другой. На факультетские советы, которые до 1980 года имели право издавать академические правила, теперь возлагались только консультативные функции. 

В связи с тем, что образование имеет серьезное значение для продвижения по социальной лестнице, численность студентов, желающих поступить в университеты, с 1975 г. ежегодно увеличивается, превышая число выделенных мест. Чтобы быть зачисленным, поступающий должен успешно сдать общенациональный университетский вступительный экзамен, который назначается, контролируется и оценивается Центром по отбору и назначению студентов. Начиная с 1990-х, каждый год более 100 тысяч претендентов усаживаются на абитуриентскую скамью, чтобы сдать вступительный экзамен. 

Вдобавок к пяти уровням, описанным выше, система включает широкий диапазон неформального профессионального образования для отдельных групп детей и совершеннолетних с нарушенной трудоспособностью. В целях повышения уровня образовательной системы, Министерство по делам национального образования также содержит частные средние школы и школы второй ступени с программами специального профессионального образования. Дополнительно, через свое Управление по обучению и неофициальному образованию, Министерство проводит неформальное профессиональное обучение умственно отсталых, тех, кто бросил школу, сезонных сельскохозяйственных рабочих, людей из городских неформальных секторов. 

Всемирный Банк развития, вкладывающий деньги в фонды по созданию индустриальных тренинговых программ начиная с 1970-х, стал главным источником поддержки неофициальных профессиональных образовательных программ. Эти программы рассчитаны на подготовку квалифицированного персонала, дополнительно к персоналу, приходящему из системы официального профессионального образования 

Правительственные планы связаны со значительным ростом неформальных профессиональных учебных программ: в 1994/5 году 650 тысяч человек, достигших совершеннолетия, ожидали очереди, чтобы быть включенными в такие программы и в дальнейшем найти подходящую работу, в том числе 150 тысяч для прохождения профессиональной подготовки для работы в индустриальной сфере. (5) 

В 1998/9 учебном году 208,472 детей в возрасте от 6 до 14 лет пользовались системой неофициального образования. Эта цифра включает практические ремесленные школы и институты для девушек; профессиональные курсы, открытые под кодовым номером 3308; публичные профессионально-технические курсы; курсы по изучению Корана; частные профессиональные курсы; частные колледжи и др. (6) 

1990-е годы стали свидетелем крупных прорывов в решении проблем, касающихся образования в Турции. В августе 1997 года Парламент принял новый Закон о базовом образовании № 4306, согласно которому продолжительность обязательного школьного обучения была увеличена с 5 до 8 лет и определил улучшения в качестве и релевантности базового образования. Осуществлению программы базового образования способствовало расширение займа Всемирного банка в дополнение к правительственным фондам и дотациям. 

Фундаментальными целями программы базового образования стали: расширение восьмилетнего непрерывного начального образования; повышение качества начального образования; увеличение эффективности системы (7) . После введения этой программы общий уровень вовлеченности в базовое образование возрос с 75,6% до 91.8%. Наибольший прогресс в уровне вовлеченности в сельской местности, где вовлеченность на уровне 6-го года обучения (первый год из увеличенного срока) за первый год осуществления программы возрос на 162%. Эти данные с того времени продолжают улучшаться (8) . 

Министерством национального образования были созданы новые помещения для базового образования, 13 региональных школ продленного дня (из них 11 исключительно для девочек), и школ-интернатов, что привело к дополнительным возможностям для более чем 3 миллионов учащихся в системе базового образования. 

В системе базового образования в 36 провинциях страны для нуждающихся учащихся раздают полные наборы бесплатных учебников. Предоставляется бесплатное питание в школах, работающих по программе обеспечения транспортом, в системе интернатов, а также учащимся, проживающим в подвергшемся землетрясению районах. 635 тысяч учащихся из тех деревень, где школы не могут организовать обучение с 6 по 8 классы, ежедневно предоставляют транспорт в более населенные центры, где имеются такие школы. 

Чтобы содействовать посещаемости школ, в 2002 году Фонд общественной солидарности распространил финансовую помощь семьям, которые входят в группу с доходами ниже 6% в шести провинциях с целью. Наряду с этим, Министерство национального образования разработало план обеспечить все школы базового образования интернет и высокими компьютерными технологиями. Высокий процент администраторов и учителей прошли подготовку в учебных центрах по обучению информационным технологиям. 

На 2003 год общее число школ в Турции составило 52,616. Из них 11,314 — дошкольные учреждения, 35,168 — первичные школы и 6,134 приходится на школу второй ступени (9) . Разница посещаемости школ в сельской и городской местности имеет различия. Нередко, чтобы добраться до школы деревенскому ребенку приходится проделывать путь более 2,5 километров. Путь в школу для городских детей гораздо короче. В соответствии с Законом № 4306, государство обязано обеспечивать транспортом детей, если их школа находится на расстоянии более чем 2,5 километров от места проживания (10) . 

В своем исследовании турецкий образовательной системы А.С.Сельджук говорит, что в последние годы самые заметные споры вокруг системы турецкого образования касались больше бытовых проблем, но в их числе были и ‘разрешение посещения занятий девушками в головных платках, вопрос о перенаселенности школ, наказание детей за пропуск занятий работой, растущие по всей стране как грибы частные университеты…’. Исследователь приходит к выводу, что ‘Продолжая тенденции, возникшие в позднеосманское время, решение проблем, вне всякого сомнения, станет отражением борьбы идеологий и соперничества за ресурсы’ (11) . 

В обзоре ЮНИСЕФ по гендерным проблемам в сфере образования за 2003 год говорится, что несмотря то, что поддержку базовому образованию в Турции, начиная с времен османской империи, были приняты различные законы и правила, состояние образования остается препятствием для развития — особенно в отношении женщин. И хотя после провозглашения Турецкой Республики начальное образование было объявлено обязательным, что впоследствии было подтверждено статьей 42 Конституции 1982 года, тем не менее, статистика показывает, что безграмотность и относительно низкая школьная посещаемость продолжают оставаться проблемой турецкого общества. 

Существуют гендерные различия в грамотности (80,6% для женщин при 93,9% для мужчин по данным переписи 2000 года). Современные данные охваченностью школьным образованием (91,8% для девочек и 100% для мальчиков для начального уровня) также демонстрируют неравенство в плане охвата образованием. 

В сельской местности гендерные различия выше, чем в городах. 16,6% женщин в городах не умеют читать или писать и 30,8% в сельской местности являются неграмотными, тогда как только 3,9% в городах и 9% в сельской местности мужчин неграмотны. 

Миграция из сельской местности в города (особенно из восточных регионов в западные) в Турции по-прежнему распространена, так что проблема женской неграмотности переносится в город. Наиболее высокий уровень неграмотности наблюдается на юго-востоке, где 39% женского населения является неграмотным, за этим следуют восточный регион и регион Черного моря, где уровень составляет соответственно 35% и 21% (перепись населения 2000 г. Государственный институт статистики, 2003). 

Таким образом, эксперты ЮНИСЕФ приходят к выводу, что, несмотря на зафиксированные положения во Всемирной декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка и об образовании для всех, уровень неграмотности в Турции показывает, что государство не исполняет обязанности обеспечить одинаковый доступ к образованию для женщин (12) . 

Итак, в настоящее время в Турции существует государственная система обязательного восьмилетнего образования, общая же школьная подготовка ведется на протяжении 12 лет. В то же время в стране существует определенное число частных и международных школ, которые, хотя и труднодоступны для большинства населения по экономическим причинам, но, тем не менее, пользуются большой популярностью. 

Отношение к исламу, его модернизации — это один из ключевых моментов для понимания современных процессов в Турции, в том числе и в сфере образования. С конца 1970-х годов по всей стране стали открываться школы по подготовке мусульманских кадров, именуемые imam hatip okullari,. В начале 1990-х их насчитывалось 350 и в них обучались до 10% от студентов всех высших школ Турции. Особый акцент в образовательной программе данных заведений делался на изучение религиозных предметов, но в остальном учебные планы imam hatip okullari похожи на программы других профессиональных училищ. Европейский исследователь Бенджамин Фортна в своем исследовании пишет о том, что в период однопартийной системы (1923-1945), правительство в своей национальной политике активно вводило светские школы, особенно для того, чтобы продвинуть вперед население сельских местностей. В борьбе за ликвидацию безграмотности, распространялась программа образовательных учреждений в деревнях, которые повысили бы процент грамотного населения. Широкое распространение успешных инициатив было приостановлено, когда на выборах в 1950 году одержала победу Демократическая партия. В предвыборной кампании, когда правящая партия боролась за голоса своих избирателей, правительство дало больше свободы религиозном образовательным программам, таким как факультативное религиозное образование, специальное обучение проповедников в школах (1947). В 1949 году был создан теологический факультет в Университете Анкары. После победы на выборах в 1959 году, Демократическая партия заметно расширила религиозное образование, нарушая таким образом секулярные принципы кемалистского государства. После возвращения к власти Республиканской Народной партии — партии, основанной Ататюрком, состоявшегося благодаря поддержке военных в 1960 году, произошло расширение сети специальных агентов (особенно в Анатолии), ведущих пристальное наблюдение за религиозными школами (13) . 

Многие исследователи признают, что 1970-е годы были особенно сложными для страны. Аксин Сельджук Сомель так описывает этот процесс: ‘В 1970-е годы, когда Турция вошла в период политического беспорядка, образование вновь оказалось в эпицентре активных событий. Забастовки, протесты, жестокость и насилия в противостоянии между правыми и левыми…В это время большинство университетских кампусов уже стали безнадежно устаревшими, что привело к тому, что ряд академических сотрудников не стали безропотно молчать, а выплеснули свой гнев, протестуя против правительственной политики’ (14) . 

В середине 1980-х, период, когда Тургут Озал стал премьер-министром, его правительство санкционировало открытие первого частного университета Билькент. Это высшее некоммерческое учреждение было основано в Анкаре в 1986 году известным педиатром Ихсаном Дограмачи (Ihsan Dogramaci). Университет имеет обширные партнерские связи с высшими образовательными учреждениями США и Европы и как нельзя лучше иллюстрирует международный характер турецкой высшей образовательной системы. За прошедшие 22 года в Билькенте получили образование более 10 тысяч студентов разных национальностей из 72 стран мира (15) .

Йедитепе (Yedipepe) в Стамбуле является самым большим университетом Турции и крупнейшим департаментом в турецкой образовательной системе. Университет был основан в 1996 году и за прошедшие 12 лет в нем прошли подготовку более 10 тысяч студентов. Основатель и руководитель университета Йедитепе Бедретдин Далан, бывший мэр Стамбула, говорит: ‘Это лишь один из множества образовательных проектов, который в то же время играет определенную роль в международном образовательном процессе’. Строительство университета продолжается на протяжении всех лет его существования. Из средств своего фонда Бедретдин Далан построил детский сад, школу элементарного уровня и высшую школу. Такая трехчастная система подготовки стала новейшей инициативой Йедитепе в турецкой образовательной системе. 

По мнению ряда турецких специалистов, система образования в целом нуждается в усовершенствовании. Так, господин Далан уверен, что если страна желает максимально использовать потенциал своего молодого поколения, качество турецкой образовательной системы должно совершенствоваться. Сотрудники Йедитепе гордятся тем, что помимо высококачественных образовательных программ, в университете удалось создать хорошую атмосферу, и дружеское взаимодействие между студентами становится ключом к их поиску знаний. (16) 

Одна из новых инициатив, взятых на себя университетом — программа образовательного обмена с США. Американские студенты могут проводить в Йедитепе один или два семестра. Ректор Ахмет Серпиль (Ahmet Serpil) рассчитывает, что летом 2009 года в университет прибудут до 500 американских абитуриентов и преподавателей. ‘Это хороший повод для установления и улучшения отношений между странами’, — говорит он (17) .

Еще один из популярных турецких частных университетов — стамбульский Богазичи (Bogazici). В настоящее время на факультетах экономики, искусств, администрирования, научном факультете в нем обучается более 10 тысяч студентов. Университет поддерживает контакты со многими институтами по всему миру и участвует в многочисленных программах по обмену студентами. 

В ходе командировки в Турцию в составе делегации Института востоковедения Российской Академии Наук (принимающая организация Платформа ‘Диалог Евразия’), автору удалось ознакомиться с работой системы частных школ и колледжей, основанных сторонниками движения Фатхулла Гюлена. Эти частные школы в своих образовательных программах следуют всем законам, касающимся общеобразовательной системы Турции. В то же время в них царит особая атмосфера, в своем бытовом устройстве, принципах социального общежития, отношениях между учителями и учениками эти школы следуют принципам своего учителя, современного религиозного реформатора Турции Ф.Гюлена. 

Вот что говорит об этих школах крупнейший турецкий историк, директор музейного комплекса Топкапы, профессор Эльбер Ортайлы: ‘Я видел много таких школ в Турции, Средней Азии, России, Европе. Это интересные школы, очень похожие на французские учебные заведения Османской империи. Широкую поддержку им оказывают турецкие бизнесмены. В школах Гюлена хорошие учителя, ученики прекрасно усваивают иностранные языки. Фатхулла Гюлен — лидер движения модернизации в исламе, которое сейчас охватило весь мир. У него хорошие отношения с Ватиканом, еврейским миром, поэтому много исламских фундаменталистов выступают против него. Я люблю эти интересные школы, и хотел бы видеть в этой программе и русские школы в Турции’ (18) . Пока такая частная школа, открытая русским бизнесментом есть только в Анталье, в ней учатся около 60 учеников, в том числе турецкие граждане. 

Но вернемся к школам Гюлена. Путь к их созданию не был коротким, и во многом связан с процессами, происходящими в Турции, в 1970-е годы. Фетхулла Гюлен — последователь идей Саида Нурси (1871-1960), именуемых современными исследователями ‘нурджизмом’. Исламоведы сходятся в мнении, что особенностью нурджизма является то, что он предлагает слияние норм шариата с идеями модернизма. Нурджизм считает незаконными реформы М.К.Ататюрка, поскольку они противоречат исламу. Когда Саид-и Нурси скончался, Гюлену было 22 года. С трудами Нурси он познакомился в возрасте пятнадцати лет, хотя не было лично знаком с Нурси и не был его учеником. Современный грузинский исследователь нурджизма Эмзар Макарадзе относит Фетхулла Гюлена к лидерам второго поколения нурджистов (19) . 

В 1971 г. Фетхуллах Гюлен, будучи проповедником в одной из мечетей Измира, был осужден на 3 года за деятельность, направленную на создание в Турции государства, основывающегося на религии. 12 сентября 1980 года, в день военного переворота, в списке разыскиваемых был и Фетхуллах Гюлен. Он был задержан силами безопасности в 1986 году, однако в1987 г. усилиями нового президента Тургута Озала был освобожден. После прихода к власти Озала он превратился в духовного отца и проповедника Турции. В мечети одного из районов Стамбула — Ускударе, каждую пятницу толпы народа собирались с целью послушать молитвы и проповеди Гюлена. Их передавали по телевидению. Большое внимание Ф. Гюлен уделяет вопросам воспитания и образования молодежи. С этой целью его сторонниками в Турции и за ее пределами были открыты частные университеты, колледжи, школы, летние лагеря, сеть культурных учреждений. В 1990-е годы деятельность Фетхулла Гюлена была активно поддержана девятым президентом страны Сулейманм Демирелем. 

Данную ситуацию нам попытался разъяснить заместитель главного редактора газеты ‘Заман’ Абдул-Хамид-бей: ‘В 1980-е годы развитие Турции было остановлено. До 70% населения жили в деревнях. Вся экономика, как и средства массовой информации, находилась в руках государства. В настоящее время 80% экономики перешло в частные руки, 80% населения теперь живет в городах. Сегодня мы видим совершенно другую Турцию, это только на карте не меняются ее очертания. Имя Фатхуллы Гюлена связано с восьмым президентом Турции Тургутом Озалом, который фактически провел перестройку Турции. Раньше граждане Турции не могли получить паспорт для выезда за границу, нам было запрещено иметь иностранную валюту, 10-15 лет мы стояли в очереди на подключение телефона, все деньги находились в руках государства. Дети из деревень стали взрослыми, получили хорошее образование, а сейчас они хотят иметь право управлять страной, добавить новое мнение. Но бывшие управляющие страной не желают делиться своей властью, поэтому в стране возникают серьезные политические проблемы, бывшая и новая действительность входят в противоречие. Вовлеченным в этот процесс оказался и фактор ислама, потому что люди старой генерации настаивают на недопустимости вовлеченности ислама в официальную жизнь страны, как того требуют принципы кемалистского государства. Но страна не может отказаться от своей религии, и в новой модернизированной форме ислам входит в систему государственного управления. В этих процессах во многом лежит ключ к пониманию современных политических процессов, происходящих в Турции. Мы — люди нового поколения, и Фетхулла Гюлен — это человек, который олицетворяет современное лицо Турции’ (20) . 

За пределами Турции в настоящее время действует более 300 образовательных учреждений движения Ф.Гюлена, в которых учится свыше 400 тысяч человек. В самой Турции открыты 182 школы, 4 университета, именуемые в народе ‘гюленовскими’. 236 школ, 5 университетов, 8 центров изучения иностранных языков, 21 общежитие действуют в Ираке, Алжире, Пакистане, Албании, Румынии, Молдавии, России, Азербайджане, Таджикистане, Грузии, на Украине. В этом Гюлену оказывают широкое содействие крупнейшие финансовые корпорации Турции (21) .Эмзар Макарадзе отмечает, что в этих учебных учрежденях созданы самые лучшие условия для учебы (22) . 

В Стамбуле мы посетили Бурдж-колледж. При его открытии здесь обучались 240 школьников, через несколько лет число учеников выросло до 420 человек. В колледже 24 класса, в каждом из которых обучается не более 20 человек. У Бурдж колледжа есть 3 школы-побратима — 1 на востоке Турции, 1 в Стамбуле и 1 на Украине. В систему колледжа также входят 6 детских садов, 4 начальных школы и 4 лицея, общее число детей в которых составляет около 4 тысяч человек. 

В системе гюленовских школ Стамбула действует и колледж под названием Фатих, включающий 6 первоначальных школ, 5 лицеев и несколько детских садов, колледж Уфук, включающий 8 учебных заведений. Всего в Стамбуле создано около 60 таких колледжей с общим числом учеников около 30 тысяч человек. 

Бурдж колледж имеет договорные отношения с одним из американских лицеев, где его выпускники проходят дальнейшее обучение и профессиональную подготовку. Мы могли лично убедиться в высочайшем уровне организации образовательного процесса в колледжах. Великолепно оборудованные компьютерные классы, химические и физические лаборатории, спортивные залы, бассейны, музыкальные классы, художественные студии, конструкторские кружки, классы по домоводству и сохранению традиционных промыслов, прекрасные кафетерии и столовые, но главное — отношение между преподавателями и школьниками, которое строится на любви, взаимовыручке и постоянной поддержке. Увиденное нами позволяет сказать, что это — образование, обращенное в будущее, заложенное лет на 20 вперед. Здесь присутствует удивительное внимание к мелочам: вся школа оформлена в теплых добрых хороших цветах, на ступеньках здесь написаны изречения, идиомы английского языка; на лестницах нарисованы маленькие ступни — они показывают правостороннее движение, где нужно идти вниз, а где вверх. Ребенок бежит по лестнице, а перед глазами английская идиома, и так — каждый день. Конечно, через некоторое время он уже будет наизусть помнить эти добрые английские изречения, в которых кроме языкового тренинга заложен и большой воспитательный смысл. Большинство учителей в школах Гюлена — люди, возраст которых не превышает 40 лет. Обязательное требование к учителям: они не должны курить и употреблять спиртные напитки. 

Во время нашей встречи преподаватели Бурдж колледжа говорили: ‘У нас идет постоянный рост поступающих, потому что кроме образования мы уделяем большое внимание воспитанию. Ученики школ относятся с огромным уважением к своим родителям, семье и своей стране. В Стамбуле и других крупных городах много проблем с воспитанием, поэтому этот фактор немаловажен’. У колледжа есть школы-побратимы из Украины и Америки, происходит взаимообмен учениками на 1-2 недели. Приезжающие (дети старше 6 класса) живут не в гостиницах, а домах студентов, именно так начинается диалог между учениками. Здесь учатся студенты из иностранных семей, которые для поступления обязательно должны знать турецкий язык. Обучение в колледже платное, в плату включается не только образование, но питание и пользование всей инфраструктурой. 

В системе частных школ Гюлена есть программа для необеспеченных, но талантливых учеников, в каждый класс могут быть приняты 1-2 человека на бесплатной основе. В Турции около 60 тысяч человек после 5 класса сдают экзамены для поступления на следующий школьный уровень, и первая тысяча самых успешных студентов имеет право обучаться в системе частных колледжей Гюлена на бесплатной основе. 

В один из вечеров мы посетили концерт, данный учениками Бурдж-колледжа в крупнейшем из бизнес-центров в районе аэропорта Стамбула. Огромный творческий коллектив — только в оркестре 400 исполнителей из разных школ колледжа, состоял из детей разных возрастов. На выступлении присутствовали высокие гости из числа спонсоров колледжа, представители властных структур Стамбула. Несколько тысяч зрителей — родственников, друзей и просто желающих посмотреть концерт собрались в огромном зале. Выступление коллективов школ, входящих в систему колледжа, проходило на высочайшем профессиональном уровне. 

4 мая из Стамбула мы переправились на пароме через Мраморное море, и, прибыв в порт Елова, выехали в Бурсу, где 5 мая посетили колледж Нилюфер, а затем были приняты губернатором города господином Шарафетдином Харпутом. В своей речи г-н Харпут, в частности, рассказал о том, что, несмотря на то, что он не был в России, но в разное время посетил Киргизию, Казахстан, Узбекистан. В этих республиках его поразило, что во многих общественных местах, а особенно транспорте, он видел людей, которые читали книги, газеты: ‘А ведь читать для человека, это также важно как пить и дышать. Поэтому мы очень рады принимать академическую делегацию в Бурсе’. Губернатор рассказал о Бурсе — городе с древней уникальной культурой, не похожий на другие города Турции. Достаточно сказать, что первые шесть турецких падишахов Османской империи жили именно в Бурсе. Это — древний термальный город с многочисленными минеральными источниками, берущими свое начало на снежных вершинах горы Улудаг. Губернатор Бурсы посетовал, что в городе практически нет русских туристов и бизнесменов: ‘Всего 4 месяца как я принял этот пост, и желаю, чтобы двери Бурсы как можно шире были открыты для российской науки, туризма, бизнеса’. Шарафетдин-бей пригласил ученых России посетить город еще раз, возможно, провести здесь совместную конференцию, чему обещал свою полную поддержку. Зная о нашем визите в колледж Нилюфер, он сказал: ‘Мы поддерживаем школу, которую вы посетили. Школа является очень успешной, и мы рады с ней сотрудничать. Жаль, что многие люди, в том числе в России, не имеют достаточно сведений о школах Гюлена, и нередко получают необъективную, провокационного характера информацию. Очень важны общемировые человеческие ценности, которые заложены в основе работы этих школ. В один из моих приездов в Среднюю Азию, женщина — директор магазина, в который я зашел, очень благодарила меня. Я спросил: за что вы говорите мне ‘спасибо’? И она ответила: ‘Мой сын пошел в турецкую школу, раньше он был непослушным, отношения в семье были напряженными. Теперь все изменилось, я будто второй раз обрела своего сына’. Женщина обняла меня и еще раз поблагодарила. Я считаю моральную сторону образования в этих школах очень важной’ (23) . 

В Измире наша делегация побывала в колледже Яманлар. Осман-бей, заместитель директора школы, рассказал, что именно Яманлар стал первым учебным заведением, открытым сторонниками Фатхуллы Гюлена. Это произошло в 1982 году, таким образом у системы частных учебных заведения движения Гюлена уже накоплен более чем двадцатипятилетний образовательный опыт. В колледже 8 школ (общеобразовательные и профессиональные лицеи), 5 кампусов в которых учатся 8 тысяч студентов — 3 тысячи человек в лицее и 5 тысяч в начальной школе. В каждом классе 20-24 учеников. Создана система интернатов. Мы посетили школу, в которой учатся более 500 учеников. Из них 300 мальчиков и 50 девочек из 500 человек живут в интернате. Дети живут в разных зданиях, а обучаются в совместных классах. За 26 лет работы в высшие учебные заведения страны из колледжа поступили около 80% выпускников. При этом Осман-бей подчеркнул, что из государственных школ в ВУЗы поступает всего 8% выпускников. В 2007 году 1,5 миллионов человек сдавали вступительные экзамены в ВУЗЫ, а выдержали конкурс 130 тысяч человек. Ученики частных школ проходят высокий конкурс и показывают, что качество их образования находится на самом высоком уровне. Колледж Яманлар занимает первые места на международных школьных олимпиадах, в которых участвует Турция. Причина этого кроется, как считает дирекция колледжа, в отношении учителей к своей работе. Несмотря на вечернее, не учебное время, все преподаватели были в школе. Они живут рядом и отдают все свое время школе, в субботу и воскресенье предоставляют дополнительные уроки для учеников, которым нужна помощь в учебе.

Сейчас, как нам сказали в колледже, практически нет никаких проблем с организацией образовательного процесса. Хотя в 1982 году, когда все только начиналось, приходилось преодолевать много трудностей, в том числе и связанных с политическими проблемами в стране. Тогда при закладке главного здания колледжа в Яманларе решили построить мечеть. Конечно, это стало бы вызовом общественной системе, которая категорически запрещает привнесение любых религиозных элементов в образование, перенося все нормы государственного устройства и на частные учебные заведения. Из предполагаемой мечети сделали библиотеку, нисколько не нарушив общий архитектурный ритм мечетной постройки. И сегодня внутреннее убранство библиотеки, тишина, царящая здесь, светлые орнаментированные ковры на полу большого зала, прекрасные лазуритовые изразцы на стенах и потолке настраивают приходящего сюда на молитвенный лад… 

Еще один колледж, увиденный нами — Кылычаслан в горде Кайсери. Мы прилетели в Кайсери рано утром. От заснеженных вершин, которыми окружен город, веяло чистой прохладой. В школе нас уже ждали заместитель директора школы Алту-бей, администратор школы и преподаватель биологии Икрам-бей, ответственный за связи с общественностью Мурад-бей. Вместе с учителями нас встречали спонсоры школы. Мустафа-бей — руководитель фабрики, производящей спортивную обувь, Осман-бей (отец ребенка, обучающегося в школе), владеет фирмой, торгующей краской. Ахмет-бей — директор строительной фирмы, и хотя его сыну только 1 месяц, он оказывает помощь школе, будучи уверенным, что когда мальчик вырастет, то обязательно пойдет учиться именно сюда.

Колледж Кылычаслан был открыт в 1999 году, он включает в себя общеобразовательную школу и профессиональный лицей. Здесь большой спортивный комплекс, закрытые залы, теннисный корт. В системе Кылычаслан обучаются 450 студентов. Для того, чтобы поступить в школу, сдается вступительный экзамен. Оплата за обучение 8 тысяч долларов в год в год, но 200 учеников из 450 обучаются на бесплатной основе. Они также держат первые места в олимпиадах среди школ Турции, общегородских спортивных чемпионатах в тэквандо, шахматы, баскетбол. 

На всем протяжении нашей командировки мы встречались с семьями учеников и бизнесменов, спонсирующих учебные заведения. Одним из главных лейтмотивов наших бесед было то, что в XXI веке страной будут управлять те люди, которые выйдут из этих школ. Нас интересовало, каким образом у молодых людей воспитывается чувство гордости своей страной, каково отношение к другим странам, взаимоотношения друг с другом, какие проблемы испытывают школы в построении своего образовательного процесса. Преподаватели колледжа Кылычаслан сказали, что самым большим нарушением, выявленным в школе за последний период, стали пять учеников, которые курили сигареты. Почти 100% выпускников школы при поступлении в ВУЗы проходят конкурс. Одно из самых сильных впечатлений во время посещения колледжа Нилюфер в городе Бурса на нашу делегацию произвел небольшой плакат у дверей одного из классов. На нем остро отточенный карандаш рубил пополам кинжал, и турецкая надпись гласила: ‘Карандаш острее меча’. Также как и ответ одного из преподавателей на наш вопрос, в чем заключается мечта его жизни: ‘Я идеалист, и моя мечта заключается в том, чтобы наши ученики тоже стали идеалистами. Чтобы они любили весь мир, все человечество. Мы хотим, чтобы наши ученики стали настоящими людьми’. 

Примечания

1. A Gender Review in Education, Turkey 2003. P. 10.
2. A Gender Review in Education, Turkey 2003. P. 8.
3. A Gender Review in Education, Turkey 2003.
4. A Gender Review in Education, Turkey 2003. по странам, Турция
8.
ЮНИСЕФ, 2002
9. A Gender Review in Education, Turkey 2003.
Р.21.
10. A Gender Review in Education, Turkey 2003.
Р.21.
11. Somel, Aksin Selcuk. The Modernization of Public Education in the Ottoman Empire, 1839-1908. Leiden, Netherlands: Brill, 2001.
Электронная версия: http://www.enjoyturkey.com/info/facts/Education.htm
12.
A Gender Review in Education, Turkey 2003.
13.
См.: Fortna, Benjamin C. Imperial Classroom: Islam, the State and Education in the Late Ottoman Empire. Oxford: Oxford University Press, 2002; http://www.enjoyturkey.com/info/facts/Education.htm
14. Somel, Aksin Selcuk. The Modernization of Public Education in the Ottoman Empire, 1839-1908. Leiden, Netherlands: Brill, 2001.
Электронная версия: http://www.enjoyturkey.com/info/facts/Education.htm
15. http://www.coutrystudies.us/turkey/50.html
16. http://www.yeditepe.edu.tr
17. The New Turkey Today. August 18, 2008.
См.: http://www.nytimes.com/global/turkey/three.html
18.
Запись беседы с Э.Ортайлы от 03.05.2008. Архив автора.
19. Эмзар Макарадзе. Исламское движение современной Турции. Нурджизм // Доклад для конференции ‘Культурные традиции Египта и Востока: от древности к глобализации’. Архив Института востоковедения РАН.
20. Встреча в редакции газеты ‘Заман’. Видеозапись от 03.05.2008. Архив автора.
21. В этой деятельности Фетхуллаху Гюллену помогают 56 больших финансовых объединений и до 500 фирм. Среди них Объединение ISHAD, в котором занято до 200 человек (более 400 бизнесменов и фирм); объединение, занимающееся международным банковским бизнесом Азия финанс (Asya Finans), уставной капитал которого составляет 2 триллиона турецких лир;
Ышык Сигорта (Işık Siğorta) — страховая компания, капитал которой составляет 200 миллиардов лир. Активность просветительской системы Гюлена в странах Азии обеспечивают финансово объединения Алгида (Algida); Чаликская группа (Çalik grup); Гейап-холдинг (Geyap Holding); Ак нури (Ak Nuri); Енинг-холдинг (Yening Holding). Огромную помощь организации Гюллена оказывают 88 различных фондов-вакуфов, 20 обществ, 218 фирм, в которых вращаются миллионы долларов, самым влиятельным среди них является Акиязлский фонд (Akiyazlinin vakfi), финансирующий 16 школ, до 300 офисов и столовых, 46 студенческих общежитий и другие учреждения. По данным, приводимым Э.Макарадзе, ‘движение Гюлена фактически имеет неограниченные возможности. Оно владеет вполне организованной империей, обеспеченной мощной финансовой поддержкой, а подконтрольная ему сумма достигает баснословной величины — 25 миллиардов долларов’. См.: Э. Макарадзе. Принципы ислама в экономике современной Турции // Журнал ‘Ближний Восток и Кавказ’, Тбилиси, 2006. С. 105.
22. Э. Макарадзе., Актуальные проблемы современной Турции. Батуми, 2000. С. 32.
23. Видеозапись встречи с губернатором Бурсы от 05.05.2008. Архив автора.

                                                                                                                             Опубликовано в книге «Турция на рубеже ХХ-ХХI веков». — М., 2008

                                                                                                                                                                                   © Надежда Емельянова