Skip to main content

Исмаилиты Памира

10.11.2005

Посредине Азиатского материка располагается обширная область величайших и суровейших горных систем — Памира, Куньлуня, Тянь-Шаня, Гиндукуша. С древности в горных долинах здесь обитают немногочисленные, но очень оригинальные по культуре народы, говорящие на языках разных лингвистических семей и групп.

Надежда Емельянова. О Памире

Большинство народов Памира ираноязычны, в языках населения Южного Памира преобладают элементы индийской группы языков, народы Гиндукуша говорят на дардских, индийских, тибетских и других языках. Южные склоны Гиндукуша населяет небольшой народ — буришки, язык которых не имеет родства ни с одним из известных современных языков мира.

С древнейших времен через Памир и припамирские области осуществлялись связи между народами Дальнего и Среднего Востока: уже во II в. до н.э. здесь проходили маршруты китайских и индийских путешественников. На рубеже IV-V вв. буддийские монахи совершали паломничества из Китая в Индию и из Индии в Китай целыми группами (до 30 человек одновременно) (1). В китайских хрониках и путевых заметках описывались Памир и государственное устройство населяющих его народов. Например, относительно Шугнана (Шини, Шицини или Сэни) говорилось, что весь этот край делится на пять владений. Из-за сложных природных условий хлеба здесь не сеют, местное население воинственно и занимается грабежами проезжающих купцов. Жители некоторых долин не подчиняются верховному правителю, спасаясь от преследований в пещерах (2).

Буддийские паломничества через Памир и Гиндукуш продолжали оставаться весьма интенсивными вплоть до середины VIII в., что сыграло немаловажную роль в принятии жителями некоторых районов Памира и Припамирья буддизма. В XIX-XX вв. исследователи Памира видели остатки буддийских храмов в Бадахшане, Вахане и Южном Припамирье (3). Некоторые ученые даже именовали путь паломников через долину Вахана «буддийской дорогой» (4).

В начале VI в. на территории Средней Азии и Афганистана складывается крупное государство эфталитов со столицей в Бадахшане. Однако оно было уничтожено между 563 и 567 гг. Хосровом I Ануширваном. Можно предположить, что персидские завоевательные походы еще более упрочили бытовавший на Памире культ Солнца, близкий по своей сути зороастрийским воззрениям, маздеизму (5). Некоторые ученые связывают само название Памир (Па-и-мирх, согласно официальной афганской переписке) с именем бога солнца у древних иранцев и переводят его как «Подножие Митры», или страна, за которой восходит солнце (6).

На смену персидским завоевателям пришли тюрки и некоторое время Памир как группа пограничных вассальных владений частично входил в империи западно-тюркских каганов, а с 638 г. — китайских (танских) императоров. Но в целом памирские шахства сохраняли свою независимость, зачастую ограничиваясь лишь выплатой денежных податей (7). Во второй половине VII в. к Памиру и Гиндукушу подошли армии арабов. Однако их попытки проникнуть в горные районы натолкнулись на упорное сопротивление местного населения (8). Борьба за Памир и особенно долину Вахана усилилась в VIII в. В нее включились Арабский Халифат, Империя Тан и Тибет. Противостояние закончилось победой арабов, которые в начале IX в. полностью подчинили себе Западный Памир и Вахан, Восточный Гиндукуш стал рубежом между пограничными владениями Халифата и Тибета (9).

Данная публикация является разделом из книги «Очерки истории распространения исламской цивилизации». Коллективная монография. Редакционная коллегия Ю.М.Кобищанов , М.С.Мейер , А.А.Ткаченко , Н.М.Емельянова. М., 2002. Т. 1: «От рождения исламской цивилизации до монгольского завоевания». Т. 2. «Эпоха великих мусульманских империй и Каирского аббасидского халифата». Второе издание осуществлено издательством РОССПЭН в 2008 г.

Видео интервью — под текстом Примечаний.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. В IV в. н.э. появляются многочисленные записки и биографии китайских паломников, следующих для поклонения буддийским святыням в Индию. В IV в. через Памир и Гиндукуш следовали буддийские монахи Чжи Фа-доу, Дхармананди и Сангхабхути. В конце 30-х гг. IV в. н.э. совершил путешествие из Индию в Китай один из крупнейших переводчиков буддийских канонических текстов Кумараджива (314-413 гг.). См. J.Nobel. Kumarajiva//Sitzungsberichte Praussischen Akademie der Wissenschaften. 1929. P.209-211. В 519 г. через Вахан из Сарыкола проследовали два китайских паломника Сон Юн и Хой Шен, запечатлевшие эту дорогу в своих путевых заметках. E.Chavannes. Voyage de Song Yun dans l’Udyana et le Gandhara// Bulletin de l’Ecole Francaise d’Extreme Orient. 1903, t.III. P.380.

2. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Ч.III. Средняя Азия и Восточный Туркестан. Л., 1950. С.324.

3. J.Biddulf. Treibes of the Hindoo-Koosch. Calcutta, 1880. P.57-58; Ch.Ujfalvy. Les trases des religions anciennes en Asie Centrale et au sud de l’Hindu Kouch. Bulletin de la Sosiete d’Anthropologie de Paris. 1883, t. IV. P.280.

4. E.Berdger. Exploration of ancient sites in Northen Afghanistan. P.398.

5. Бируни в своем исследовании об Индии сообщал, что «в древние времена в Хорасане, Фарсе, Ираке и Мосуле… придерживались буддийской религии до той поры, пока Заратуштра не выступил из Азербайджана и не стал проповедовать в Балхе маздеизм…». Сын одного из последователей Заратустры Исфандийад «стал распространять это учение в странах Востока и Запада силой и мирным путем. Он воздвиг храмы огня от Китая до границ ар-Рума». // Бируни Абурейхан. Избранные произведения. Т.II. Ташкент, 1963. С.66-67. Современные исследователи считают версию о вытеснении буддизма из азиатских стран зороастризмом или маздеизмом маловероятной, поскольку легендарный Заратустра осуществил реформы древнейших учений Мидии и Азербайджана раньше времени зарождения буддизма. // Там же. С.545.

6. Маллицкий Н.Г. О некоторых географических терминах, имеющих отношение к Средней Азии// Известия Всесоюзного географического общества. Т.77, вып.5. М.-Л., 1945.

7. Мандельштам А.М. Материалы к историко-географическому обзору Памира и Припамирских областей// Труды АН Таджикской АССР, т.LIII. Сталинабад, 1957. С.136.

8. Массон В.М., Ромодин В.А. История Афганистана. Т.I. С древнейших времен до начала XVI в. М., 1964. С.220-221.

9. Зелинский А.Н. Древние пути Памира// Страны и народы Востока. География, этнография, история. Вып. III. М., 1964. С. 117.