Skip to main content

Эрдоган vs Гюлен: новейшие тенденции в политическом развитии Турции

05.10.2017
Статья посвящена острейшей социально-политической проблеме современной Турции: противостоянию гюленовского движения «Хизмет» и нынешнего правительства Турции под руководством Р.Т. Эрдогана. Работа основана на впервые вводимых в научный оборот документах, включая материалы следственных дел и заключительные акты прокуратуры Турции, сведения биографического характера, а также материалы полевых исследований, проведенных автором в Турции. Автор прослеживает генезис и развитие сложных взаимоотношений движения «Хизмет», возглавляемого Ф. Гюленом, и правящих кругов Турции, вплоть до попытки государственного переворота 2016 г. и последовавших за этим репрессивных мер правительства. Делается вывод о том, что конфликт между последователями Гюлена и правительством Турции отнюдь не исчерпан и грозит дальнейшим осложнением внутриполитической ситуации в стране.

© Н.М. Емельянова. Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. № 2 (8), 2017 Сс: 39-50.

Ключевые слова: Турция, политический ислам, Эрдоган, Гюлен, «Хизмет», государственный переворот 2016.

В 2010-е годы Турция столкнулась с обострением серьезных социальных проблем. К ним относятся растущая численность мигрантов внутри страны (более 3 млн человек, в основном – беженцы из стран Ближнего Востока), внутренний конфликт на востоке страны (курдская проблема и последовавшая за этим значительная внутренняя миграция), участие в боевых наземных операциях на территории сопредельных государств (Сирия и Ирак). Несмотря на всю серьезность упомянутых проблем, темой номер один в повседневной риторике политиков и медийных лиц на протяжении последних лет является борьба с «параллельной структурой», или «параллельным правительством», Фетхуллы Гюлена. После попытки государственного переворота 15 июля 2016 г. движение Гюлена «Хизмет» («Служение») – организация, на протяжении не одного десятка лет активно действовавшая как внутри Турции, так и за рубежом, – стало рассматриваться как «Террористическая организация Фетхуллы Гюлена» (Fethullahçı Terror Örgütü – FETÖ). Несмотря на то что «Хизмет» никогда не провозглашала террор в качестве метода своей политической борьбы, а напротив, всячески осуждала и отрицала любые акты террористического насилия, со второй половины 2016 г. правительство Турции ведет с ней борьбу как с глобальной международной террористической структурой.

* * *

Как ни странно, но до 2013 г. правящая в Турции Партия справедливости и развития (ПСР) и движение Гюлена тесно взаимодействовали и уже почти поделили сферы влияния внутри страны. Организации «Хизмет» негласно были переданы сферы законодательной компетенции. Движение осуществляло широкие образовательные и культурные проекты внутри страны и за ее пределами, являясь негласным культурным представителем Турции за рубежом. Ф. Гюлен был ближайшим союзником Реджепа Тайипа Эрдогана, пользовался его покровительством, а также большими полномочиями и привилегиями в сфере продвижения культурных и образовательных программ. На международных Турецких олимпиадах в случае, если они проходили внутри Турции, непременными участниками были самые высокие гости – президент и премьер-министр, министры образования и иностранных дел. По всей Турции и во многих зарубежных странах открывались турецкие школы, патронируемые движением Ф. Гюлена. Особым вниманием при этом пользовались постсоветские страны – Россия, республики Средней Азии и Закавказья, Белоруссия, Украина, Молдова.

После «коррупционного скандала», случившегося в декабре 2013 г., когда связанные с Гюленом официальные представители прокуратуры начали проверку в отношении ряда министров и лиц из ближайшего окружения действующего президента страны, отношение к движению «Хизмет» в Турции начало коренным образом меняться – сначала высокие гости стали игнорировать все мероприятия, связанные с Олимпиадами и культурными фестивалями, через короткое время движение было обвинено в создании «параллельных» политических структур. Во второй половине 2015 г. был нанесен удар по информационным структурам «Хизмет», в кратчайшие сроки закрыты такие издания, как «Бугюн» («Сегодня»), «Заман» («Время») и другие, взяты под контроль финансовые холдинги, на средства которых содержались эти издания. Началась ликвидация сети зарубежных образовательных и культурных учреждений (в том числе в Азербайджане, Кыргызстане и других постсоветских государствах).

После попытки государственного переворота 15 июля 2016 г. движение «Хизмет» получило название «Террористическая организация Фетхуллы Гюлена». Менее чем за месяц были арестованы и оказались под следствием, по некоторым данным, свыше 35 тыс. человек, прямо или косвенно связанных с «Хизмет». Масштаб развернутой против Гюлена борьбы говорит о том, что он стал настолько влиятельной фигурой, что гипотетическая вероятность взятия им под контроль всей власти в стране начала восприниматься как объективная реальность.

Что же представляет собой движение «Хизмет», кто такой Фетхулла Гюлен, каковы причины кардинальных перемен в отношении к нему официальных властей страны? Основываясь на данных, полученных из различных источников[1], можно выделить четыре этапа в развитии движения «Хизмет»:

1) 1966–1986 гг. – период становления;

2) 1986–1996 гг. – период подъема и выхода на мировую арену;

3) с 1996 г. – «американский» период;

4) с декабря 2013 г. по настоящее время – от «коррупционного скандала» до объявления «Хизмет» террористической организацией.

В данной статье автору хотелось бы более подробно остановиться на первом периоде – зарождении, формировании и создании упорядоченной организационной структуры движения, поскольку этот этап является прямым отражением многочисленных и сложнейших исторических процессов, кардинальным образом изменивших социально-политическую жизнь страны. Именно первый период дает ключ к пониманию механизмов функционирования и причин живучести движения, созданного организаторской волей и талантом фактически одного человека.

* * *

С момента своего создания и по настоящее время Турецкая Республика является светским государством. Однако отношение к исламу, его позиции и роль в управлении страной постоянно трансформируются, с каждым днем усиливая его потенциал и государственные позиции. Основы регулирования отношений государства и религии были заложены основателем Турецкой Республики Мустафой Пашой Кемалем Ататюрком. В 1920-е годы был провозглашен светский характер государства, с 1930-х годов религия была едва ли не под запретом. Религиозное образование осуществлялось по большей части в домашних условиях и тайно. В связи с отсутствием официальных служителей культа большой популярностью в народной среде стали пользоваться религиозные тарикаты, относящиеся к той или иной ветви суфизма, и общинные объединения – джамааты.

1930–1940-е годы в Турции именуют временем «однопартийного менталитета». В это время изучение Корана было под запретом, призыв на молитву азан в мечетях мог читаться только по-турецки и ни в коем случае не по-арабски. Таким образом, с 1930-х и до начала 1960-х годов в стране выросло целое поколение, которое не слышало звуков азана с минаретов мечетей[2]. Но традиционное общество не могло отказаться от основ своей веры, продолжая исполнять религиозные обряды и предписания втайне. Поскольку в сельские мечети не назначались имамы, население собирало денежные средства и самостоятельно нанимало религиозных учителей – ходжей. Роль такого учителя выполнял отец Ф. Гюлена, а мать обучала девочек Корану. В то время, когда в деревнях многие молодые девушки и женщины вовсе не умели читать Коран, в доме Гюлена непрерывно и зачастую тайно шло обучение Корану, арабскому и османскому языкам.

Из-за того, что чтение религиозных текстов было под запретом, а в деревне находился пост жандармерии, в доме Гюлена все были готовы к тому, что в любой момент могут нагрянуть с обыском. Ученики прятали Коран под обложками других книг. В комнате, где проводились религиозные уроки, была маленькая дверца, завешанная шкурой, которая вела в хлев с домашними животными. Если приходили жандармы, то дети, получив сигнал, выбегали через эту маленькую дверцу наружу. Ф. Гюлен сам рассказывал о таких обысках, проведенных в дни его детства[3]. Таким образом, можно сказать, что буквально с ранних лет Ф. Гюлен был запрограммирован на устойчивое и скрытное ведение борьбы и отстаивание собственных позиций и идеалов.

В период однопартийной системы (1923–1945) правительство начало активно строить светские школы, особенно в сельской местности, чтобы повысить уровень грамотности населения. Это было частью национальной политики. В 1944 г. в деревне Корджук провинции Эрзерум, где жила семья Гюлена, открылась начальная светская школа, обучение в ней было обязательным, в отличие от религиозного образования, которое было под запретом и осуществлялось втайне.

Как известно, в период предвыборной кампании 1947 г. правительство дало больше свобод религиозным образовательным программам, таким как факультативное религиозное образование, специальное обучение проповедников в школах. В 1949 г. был создан теологический факультет в Университете Анкары. После победы на выборах в 1959 г. Демократическая партия заметно расширила религиозное образование, нарушая таким образом секулярные принципы кемалистского государства. Это были первые признаки ослабления государственного контроля в религиозной сфере. Народный ислам, сохранявшийся тайно почти на протяжении четверти века, начал выходить из подполья, стал добиваться возможности внедрения в государственные структуры и системы.

* * *

Когда Фетхулле было 10 лет, их семья переселилась в село Алвар, находящееся в восьми километрах от Коруджука. Здесь его отец стал исполнять обязанности местного имама[4]. К этому времени Ф. Гюлен уже завершил начальное светское образование в Коруджуке, но не стал продолжать обучение в Алваре. Оно было полностью заменено на домашнее религиозное обучение– изучение Корана и хадисов, арабского и староосманского языков[5]. В 1952 г. отец отправил 14-летнего сына на учебу в одно их медресе Эрзерума. Будучи выпускником начальной светской школы, Гюлен мог сдать экзамен на получение удостоверения специалиста, работающего в религиозной сфере, и в дальнейшем выполнять обязанности муэдзина и религиозного наставника[6].

В возрасте 15 лет Гюлен познакомился с трудами религиозного проповедника Саида Нурси (1871–1960). Среди зарубежных исследователей движение, созданное С. Нурси, известно под названием «Нурджулар» и названо так по комплексу догматических книг «Послание Света» («Рисале-и-Нур»). Исламоведы сходятся во мнении, что особенностью нурсизма является то, что он предлагает слияние норм шариата с идеями модернизма. Нурсизм считает незаконными реформы создателя Турецкой Республики М.К. Ататюрка, поскольку они противоречат исламу. На протяжении всей своей жизни Ф. Гюлен сохранил идейный запал нурсизма, особенно в области отрицания светских реформ Ататюрка, методично и настойчиво прививая антикемалистские установки членам своей общины. Когда Саид Нурси скончался, Гюлену было 22 года. Хотя он не был лично знаком с Нурси и не был его учеником, но взял многое из его учения, развил, дополнил и реформировал его, наполнив собственными идеями и практиками оболочку нурсизма.

Можно согласиться с мнением современного грузинского исследователя нурсизма Эмзара Макарадзе, который относит Ф. Гюлена к лидерам второго поколения нурсистов[7], говоря о том, что если на начальном этапе Гюлен берет многое из идей нурсистов, то впоследствии дистанцируется от них, чтобы идти собственным путем.

* * *

В 1960 г., после военного переворота, к власти в стране вернулась Республиканская народная партия, основанная Ататюрком. Произошло расширение сети специальных агентов (особенно во внутренней части страны, Анатолии), ведущих пристальное наблюдение за религиозными школами. После переворота политическая обстановка была напряженной. Студенческие митинги и протесты, облавы и аресты студентов привели к тому, что жить в студенческих общежитиях стало опасно, и родители, посылая своих детей в город на учебу, заставляли их арендовать жилье. К этому времени Ф. Гюлен отслужил в армии и впоследствии переехал в Измир, где стал имамом в одной из мечетей. По роду службы Гюлен активно взаимодействовал с людьми, в том числе с молодежью. Он советовал молодым людям помогать друг другу. Тогда группа студентов, знакомых с ним, сняла свой первый дом на окраине Измира, в местечке под названием Кестанепазары. Изначально в доме поселились пять человек; когда студенческая община увеличилась, сняли еще один дом по соседству. К 1970 г. у этой группы было уже 12 арендованных домов.

Гюлен постоянно приходил на вечерние собрания, где читалось «Послание Света» Саида Нурси, рассказывались истории сахибов – сподвижников пророка Мухаммада[8]. Эти устные истории накладывались на картину современного мира и современной турецкой действительности, служили базой для обсуждения перспектив, целей и задач, стоящих перед собственной общиной и турецким обществом в целом. На первых порах «Хизмет» именовалось «Тарикатом Света» (Işık Tarikatı). Название было связано с деятельностью «Домов Света» («Домов энергетической зарядки», «Домов-маяков»), открываемых по всей стране. Это название сохранялось и впоследствии на протяжении почти двух десятков лет[9]. В названии прослеживалась связь общины с движением Саида Нурси и его «Посланием Света». Прежние нурсисты один день в неделю собирались у кого-либо дома, и кто-то, более знающий, читал Рисале-и-Нур. Однако Гюлен постарался изменить эту систему. С 1966 по 1986 г. студенческие общежития и «Дома Света» внутри общины стали называться «медресе», чтобы отличать их от существующих «дерсхане». Таким образом, даже номинально Гюлен хотел отделить себя от нурсистов, которых он считал устаревшими. В этот период увеличивалась численность внутренне закрытого общества, община была занята привлечением новых членов и созданием своей кадровой базы. В качестве экономических источников привлекались собранные средства и помощь богатых и зажиточных людей[10].

Для «Домов Света» Гюлен лично написал свод правил из 18 пунктов. К ним прилагался текст присяги. Дающие присягу обязались соблюдать все правила общежития: хранить верность своему наставнику, работать на благо воспитания, открывать школы для бедных, создавать общежития, прививать студентам понятия чести и достоинства, быть примером для других учеников. Молодые люди искренне верили, что для страны будет полезен их вклад в дело воспитания подрастающего поколения. Принося присягу, положив руку на Коран, каждый говорил, что тому, кто нарушит клятву, не будет искупления. То есть это была клятва, которая исключала всякое ее нарушение[11]. Таким образом, можно сказать, что уже в этот период закладывались основы полутайной организации, члены которой были безгранично преданы своему лидеру.

* * *

В 1970-е годы Турция вновь вошла в период политических беспорядков. Повсеместно наблюдались жестокость и насилие, противостояние между правыми и левыми, ежедневно организовывались забастовки, митинги протестов. Часть педагогов и академических сотрудников выступали против правительственной политики, студенчество также оказалось в эпицентре событий. К этому времени большинство университетских кампусов уже были безнадежно устаревшими, и «Дома Света» становились все более популярными у простого населения, желавшего уберечь своих детей от различных непредвиденных ситуаций, которые могли случиться в студенческих кампусах[12].

Непрекращающаяся политическая борьба привела к очередному ослаблению контроля властей над религиозной жизнью. По всей Турции стали открываться центры подготовки мусульманских кадров, именуемые школами имам-хатыбов (imam hatıp okulları). Особый акцент в образовательной программе данных заведений делался на изучение религиозных предметов, но в остальном учебные планы школы имам-хатыбов были похожи на программы профессиональных училищ. В этот период в Измире начала официально действовать Ассоциация по изучению Корана под руководством Али Реза Гювена[13].

Вскоре данная Ассоциация стала выражать беспокойство по поводу отношений Гюлена со студентами и создания молодежных религиозных общин в Кестанепазары. В Ассоциации обучение проводилось только для учеников из бедных семей и только летом, а в круглогодично действующей общине, сформированной Гюленом, принимали участие студенты университета. Были замечены явно выраженные лидерские и проповеднические качества Гюлена, в связи с чем было принято решение убрать его из Кестанепазары. Тогда общиной Гюлена был арендован дом в другом месте. Через некоторое время хозяин этого дома – человек по имени Нефи Акъязылы – предложил передать для общины участок в местечке под названием «Розовая вилла», где снимался фильм «Королек – птичка певчая». Взамен он попросил предоставить ему членство в создаваемом объединении[14]. С 1971 г. началась работа по строительству на этой земле общежития. Пять лет члены общины, в том числе прихожане мечети, в которой служил Гюлен, сдавали деньги, работали на строительстве студенческого общежития. В первую очередь возводилось здание, но также прорабатывались и теоретические вопросы. Впоследствии из-за опасности конфискации было решено перевести все имущество на фонд, и таким образом был создан первый финансовый Фонд “Akyazılı”. Надо отметить, что через 30 лет, к 2006 г., Акыязылский фонд стал одним из крупнейших финансовых доноров системы Гюлена, через который осуществлялось финансирование большинства международных образовательных и культурных проектов. В целом же активы финансовой пирамиды «Хизмет» оценивались в объемах, превышающих 25 млрд долл. США[15]. В 1970-е годы создание фонда нашло широкую поддержку у родителей и прихожан мечети, поскольку люди думали о помощи студентам и общине. Аналогичные общежития стали создаваться в других городах. Число людей, симпатизирующих Гюлену, росло.

Власти не могли не обратить внимания на активность этой группы, и в 1971 г. Ф. Гюлен был осужден на три года за деятельность, направленную на создание в Турции государства, базирующегося на религии. За весь период существования организации Гюлен неоднократно попадал под следствие, но каждый раз выходил из всех передряг, усиливая свои позиции, и методично возвращался к продолжению своего дела[16].

В день очередного военного переворота 12 сентября 1980 г. Ф. Гюлен снова был в списке разыскиваемых. На этот раз ему пришлось долго скрываться – так, что никто из приближенных не знал о его местонахождении. Он был задержан повторно силами безопасности в 1986 г., однако в 1987 г. усилиями нового президента Тургута Озала был освобожден. После прихода к власти Озала все изменилось. Гюлен превратился в духовного отца нации и едва ли не главного проповедника Турции. В мечети одного из районов Стамбула – Ускюдаре – каждую пятницу толпы народа собирались с целью послушать молитвы и проповеди Гюлена. Их транслировали многие телеканалы.

* * *

На протяжении ХХ в. шел процесс непрерывной политической модернизации Турции. Три Конституции (1924, 1961 и 1982 гг.) постепенно меняли формы государственного правления. В результате активного формирования многопартийной системы в 1983–1987 гг. выделились четыре типа политических организаций: правоцентристские, левоцентристские, националистические и происламские. В 1995 г. выборы выиграла партия умеренных исламистов «Рефах», однако через год она была запрещена Конституционным судом страны. В этот период вновь преследуемый турецкой властью Ф. Гюлен принимает решение уехать из страны. С 1996 г. начинается новый этап в жизни общины, управление которой теперь идет извне, а все шаги огромной разветвленной организации координируются из штаб-квартиры Ф. Гюлена в Пенсильвании. В 2002 г. на смену прозападным кабинетам, правившим страной в течение шести лет, пришла близкая к «Рефах» происламская Партия справедливости и развития. Стоящее на прочных исламских позициях движение Ф. Гюлена вновь оказалось реабилитированным.

В 2008 г. главный редактор прогюленовской газеты «Заман»[17] Абдулхамид Биличи в своем интервью так охарактеризовал эти перемены: «К 1980-м годам развитие Турции было остановлено. До 70% населения жило в деревнях. Вся экономика, как и средства массовой информации, находилась в руках государства. В настоящее время 80% экономики перешло в частные руки, 80% населения теперь живет в городах. Сегодня мы видим совершенно другую Турцию, это только на карте не меняются ее очертания. Имя Фетхуллы Гюлена связано с восьмым президентом Турции Тургутом Озалом, который фактически провел перестройку Турции. Раньше граждане страны не могли получить паспорт для выезда за границу, нам было запрещено иметь иностранную валюту, 10–15 лет мы стояли в очереди на подключение телефона, все деньги находились в руках государства. Но сегодня дети из деревень стали взрослыми, получили хорошее образование, а сейчас они хотят иметь право управлять страной, высказывать новое мнение. Однако люди, управляющие страной, не желают делиться своей властью, поэтому в стране возникают серьезные политические проблемы, бывшая и новая действительность входят в противоречие. Вовлеченным в этот процесс оказался и фактор ислама, потому что люди старой генерации настаивают на недопустимости вовлеченности ислама в официальную жизнь страны, как того требуют принципы кемалистского государства. Но страна не может отказаться от своей религии, и в новой модернизированной форме ислам входит в систему государственного управления. В этих процессах во многом лежит ключ к пониманию современных политических процессов, происходящих в Турции. Мы – люди нового поколения, и Фетхулла Гюлен – это человек, который олицетворяет современную Турцию»[18].

В 2016 г. организация Гюлена всесторонне изучалась правоохранительными органами страны. Генеральная прокуратура Анкары на основании допросов десятков подозреваемых сделала всеобъемлющий вывод о деятельности организации в разные периоды ее существования. Что касается начального периода, то в обвинительном заключении прокуратуры говорилось: «Базу кадрового состава организации составили люди, которые после 1950-х годов начали переселяться из деревень в города. Эти мигранты, жившие в трущобах на окраинах городов, влачили нищенское существование, и государство должно было удовлетворять потребности этой новой социальной структуры. Особенно студентов, которые приезжали в города, чтобы учиться, для них надо было предоставлять кров, обеспечивать общежитиями, и организации наподобие движения Фетхуллы Гюлена и аналогичные ему рассматривались в качестве меры, способствующей тому, чтобы эта молодежь не оказалась вовлечена в круг леворадикальных идей. Это было одной из целей созданного движения “Хизмет”: направляя, держать под контролем интересы молодежной среды»[19]. В заключении прокуратуры подчеркивалось, что после 1970-х годов государство само установило тесные отношения с политизированными исламскими кругами, потворствуя им, и движение Ф. Гюлена стало закономерным продуктом этой политики.

Нельзя не отметить чрезвычайную живучесть и приспособляемость созданной Ф. Гюленом системы. На протяжении длительной истории существования все преследования, попытки применения санкционных мер и закрытия организации в конечном счете усиливали ее, и каждый раз «Хизмет» возрождалась и с новой энергией принималась за методичное продвижение к своей цели. Нынешний президент Турции Р.Т. Эрдоган, осознав опасность этой организа ции, пытается самым кардинальным образом искоренить «Хизмет» как в социально-политической среде своей страны, так и на международной арене. Только за вторую половину 2016 г. ликвидированы все школы и университеты движения в Турции и большинство таковых за рубежом. Члены движения подвергаются массовым арестам и уголовным преследованиям, даже ставится вопрос о введении смертной казни, которая могла бы помочь покончить с таким явлением, как «Хизмет». Представляется, однако, что эта история еще не закончена и в дальнейшем мы станем свидетелями новых витков политической борьбы, битвы за умы и души, за господство в идеологическом пространстве.

Не исключены и достаточно неожиданные повороты.

© Надежда Емельянова, 2017

 


[1] В 2000-е годы на постсоветском пространстве распространялись многочисленные переводные издания о деятельности организации «Хизмет», включая книги самого Ф. Гюлена. Многие книги издавались на русском языке в Стамбуле, а затем привозились для распространения в Россию. См.: Гюлен Ф. Критерии, или Огни в пути. Стамбул, 2006; Он же. Сомнения, порожденные веком. Т. 1–2. Стамбул, 2010; Он же. Диалог и толерантность. Стамбул, 2010; Толерантность религий и цивилизаций: Взгляды Фетхуллаха Гюлена / Сост В.А. Ставицкий, С.И. Табасаранцев. М.: Экономика, 2012; Одилов Н. Идейное пространство Гюлена. Стамбул, 2010; Токак Х. Они не дождались утра. Минск, 2011; Кэролл Б.Дж. Диалог цивилизаций: Исламское учение и гуманистический взгляд Гюлена. Стамбул, 2010; Тарасов С. Турция: загадки и тайны коррупционного скандала. М.: Экономика, 2014. Среди турецких трудов по биографии Ф. Гюлена можно отметить работу Шемсинур Оздемир «Мать и семья ходжи: достопочтеннейшая мать М. Фетхуллы Гюлена Ходжи эфенди Рефия Гюлен» (Özdemir S. Hoca anne ve ailesi: M. Fethullah Gülen Hocaefendi’nın Muhterem Validesi, Refıa Gülen. Istanbul, 2014). Один из главных консультантов по «Хизмет», Нуреттин Верен, находился рядом с Ф. Гюленом на протяжении 35 лет. В начале 2000-х годов между Гюленом и Вереном произошел разрыв, после чего Верен опубликовал в Турции книгу под названием «Осада: американский троянский конь Фетхулла Гюлен» (Veren N. Kuşatma. ABD’nin Truva Atı: Fetullah Gülen Hareketi. İstanbul, 2007). В конце 2016 г. в Турции вышло новое исследование Верена – «Террористическая организация Фетхуллы Гюлена: 1966–2016, с документами и именами» (Veren N. FETÖ: 1966–2016. İsimler ve belgelerle. İstanbul, 2016). О движении «Хизмет» писали такие авторы, как Сёнер Ялчин в ряде своих работ (среди них можно выделить исследование под названием «Эти фундаменталисты не похожи на тех мусульман»), Зубейр Кындыра («Дубинки джамаата), Явуз Селим Демираг («Месть имамов: структуры Джамаата в турецких вооруженных силах»), Неджип Хаблемитоглу («Крот»), Агил Алесгер («Бесшумное вторжение: организации FETÖ в Азербайджане») и др. См.: Yalçın S. Bu dinciler o müslümanlara benzemiyor. İstanbul, 2009; Kındıra Z. Cemaatin Copları. İstanbul, 2010; Demirağ Y.S. İmamların Öcü. Türk Silahlı Kuvvetleri,nde Cemaat Yapılanması. 10. Basım. İstanbul, 2015; Hablemitoğlu N. Köstebek. İstanbul, 2016; Alesger A. Sessiz İşgal. Azerbaycan’da FETÖ Örgütlenmesi. İstanbul, 2016; Çalışır K.T. 15 Temmuz ve FETÖ: Bür Terrör Örgütünün Anatomisi. İstanbul, 2016.

[2] Özdemir S. Hoca anne ve ailesi… S. 65.

[3] Ibid. S. 66.

[4] Ibid. S. 90.

[5] Ibid. S. 97.

[6] Veren N. Kuşatma… S. 17.

[7] Макарадзе Э. Исламское движение современной Турции. Нурджизм: Докл. для конф. «Культурные традиции Египта и Востока: от древности к глобализации». Архив автора.

[8] Veren N. Kuşatma… S. 15.

[9] В следственных документах 1999 г. движение «Хизмет» проходит именно под этим названием. См.: Kındıra Z. Cemaatin copları. İstanbul, 2010.

[10] 10 FETÖ’nün “çatı iddianamesi” mahkemeye gönderildi (4) [Электронный ресурс]. URL: http://www.haberturk.com/yerel-haberler/haber/8916715-fetonun-catiiddianamesi-mahkemeye-gonderildi-4 (дата обращения: 20.03.2017).

[11] Veren N. Kuşatma… S. 17.

[12] Kındıra Z. Cemaatin Copları… S. 44.

[13] Veren N. FETÖ… S. 29.

[14] Veren N. Kuşatma… S. 19.

[15] Макарадзе Э. Принципы ислама в экономике современной Турции // Ближний Восток и Кавказ. Тбилиси, 2006. С. 105.

[16] Возможно, предчувствие больших будущих потрясений заставило Гюлена оставить Турцию, избрав для нового места обитания США. Переезд был осуществлен в 1996 г. под предлогом выезда для лечения, но из своего имения в Пенсильвании Ф. Гюлен продолжал неустанно работать над сохранением и развитием организации.

[17] Газета закрыта в марте 2016 г., большинство ее сотрудников арестовано.

[18] Встреча в редакции газеты «Заман». Видеозапись от 03.05.2008. Архив автора.

[19] 19 FETÖ’nün “çatı iddianamesi” mahkemeye gönderildi (4)…