Юбилейные даты Дербента
20.11.2013
Перед началом конференции в Покровской церкви города Дербента прошла торжественная литургия, которую провел епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам. Выступления докладчиков проходили в двух секциях: первая секция касалась непосредственно истории христианства в Кавказской Албании, вторая была посвящена межнациональному и межконфессиональному вопросу в Российской Федерации.
Тема моего доклада была связана с межнациональными отношениями в Российской Федерации. В частности, в докладе подчеркивалось, что многовековой процесс социально-культурного устроительства России сформировал в нашей стране свой комплекс основ, привычек, обычаев и традиций в труде, быту, досуге, общении и поведении людей. Все это постепенно и поступательно кристаллизовалось в менталитете и психологии российских народов, имея как общекультурные черты, так и свои характерные этнические особенности, что позволило на протяжении исторически обозримого времени объединить мультикультурные регионы в единый социо-культурный цивилизационный монолит.
Социальность культуры (с включением базовых принципов религии) позволяет удерживать общество в устойчивых границах социокультурной модели, создавать иерархию нравственных ценностей и формировать у людей надежду на будущее. С другой стороны, духовность составляет сумму внутренних, «душевных» свойств россиянина – его сознание, мышление, совесть, волю; формирует этико-интеллектуальное отношение к действительности, опирающееся на определённые культурно-нравственные ценности.
Религия является одной из составляющих основ отечественной цивилизации. Помимо православия, в нашей стране существует ещё несколько конфессий, которые можно назвать традиционными для России. И, прежде всего, ислам. Мусульмане вот уже много веков соседствуют с православными россиянами, причём даже в период противоборства Руси с Золотой Ордой, Казанским и Крымским ханствами борьба между ними не приобретала характера религиозных войн. Если и случались на межрелигиозной почве серьёзные конфликты, переходившие порой в длительные военные столкновения, то в их основе лежали не внешние мотивы разного вероисповедания, как, например, у католиков и протестантов или церковников и раскольников, а глубокие причины территориального, экономического, политического характера, связанные со средой обитания тех или иных народов, которые стремились её защитить, сохранить, развить в социальном отношении, соответствующем их традиционным представлениям.
С поправкой на современность, культурный идеал народов России можно представить как полнокровную гармонизированную (материальную и духовную) жизнь граждан в условиях демократической свободы, обустраиваемую творческим трудом по интересам и направленную на сохранение территории, сбережение народа, приумножение национального богатства, обеспечение достойного будущего последующим поколениям. Эффективным средством успешного решения данной задачи может быть укрепление государственности на основе уникальных традиций и обычаев народов, составляющих богатейшую этнокультурную палитру России. Знание обычаев и традиций друг друга способно объединить людей на основе их уникальности и своеобычности. Изучение глубинных истоков народных традиций и обычаев, а также позитивного опыта отношений между разными этносами способно упрочить исторические корни единения, а значит, укрепить и саму Россию, сделав её сильнее материально и духовно.
© Надежда Емельянова