Октябрьская революция и умма России
19.12.2002
Для реализации этих планов в 1917 году в составе Наркомнаца был создан комиссариат по делам мусульман. Декрет СНК № 144 «Об учреждении Комиссариата по делам мусульман» был подписан в Петрограде 17 января 1918 г. председателем СНК В. Ульяновым (Лениным), народным комиссаром по делам национальностей И. Джугашвили (Сталиным). За управляющего делами правительства документ подписал В. Бонч-Бруевич. Комиссаром по делам мусульман был назначен член бывшего Учредительного собрания от Казанской губернии Мулла Нур-Вахитов, а его товарищами — члены бывшего Учредительного собрания: от Уфимской губернии — Галлимзян Ибрагимов, от Оренбургской губернии — Шариф Манатов.
На следующих этапах развития отношений с мусульманской уммой планировалось следующее (необходимо заметить, что задачи эти вырисовывались постепенно, исходя из конкретной исторической ситуации): сыграв на классовых противоречиях в мусульманской среде, разобщить мусульман «по классовому признаку»; добиться устранения активной части «имущественного сословия» мусульман, к которому принадлежали представители образованного мусульманского «духовенства»; ослабив мусульманские общины, завершить их разгром, уничтожив мечети, медресе, наиболее образованных муфтиев, мулл, кадиев, имамов; оставить незначительную («парадную») прослойку лояльных мусульман для демонстрации свободы совести и вероисповедания в государстве.
Исходя из этих неафиширумых задач, направлялась и координировалась деятельность Центрального мусульманского комиссариата (ЦМК). Впрочем, самим мусульманам нравилось такое положение дел, их опьяняла причастность к грандиозным революционным событиям. В первых отчетах о своей деятельности лидеры ЦМК говорили: «Вся деятельность Центрмускома с первых же дней его возникновения определилась теми задачами, которые поставили перед собой революционеры-мусульмане, вошедшие в его состав, а именно: способствовать русской революции превратиться во Всемирную Социалистическую».
В области внешней политики ЦМК исходил из общих задач «необходимости революционизирования Востока и подготовления в мусульманских странах Азии и Африки… восстания против западноевропейского империализма». Эта задача была сформулирована с перспективой на долгие годы. В 1918-м году намечались первые шаги по реализации внешнеполитических планов. При ЦМК был создан отдел международной пропаганды. В первую очередь предполагалось объединить в Центральном мусульманском комиссариате «недовольных правительствами своих стран» эмигрантов из мусульманских стран. Агитация идей социальной революции проводилась и среди военнопленных-мусульман, захваченных в ходе первой мировой войны, которые вербовались в ряды РККА. Активизация деятельности в рядах отдела международной пропаганды турецких мусульман даже вызвала болезненную реакцию Армянского комиссариата, вылившуюся в серию публикаций против внешней политики ЦМК в газете «Ени-Дунья».
Общие направления внешней политики, определенные в 1918 г., продолжали развиваться на протяжении последующих лет, даже тогда, когда ЦМК уже перестал существовать. В 1923 г. Народный комиссариат иностранных дел требовал от своих структур проведения активной работы под девизом «Шариат и социализм не противоречат друг другу».
Во внутренней политике, руководствуясь благими намерениями «укрепления завоеваний Октябрьской революции» и «способствования развитию социализма среди мусульман», ЦМК и его отделы проводили линию на «классовое расслоение мусульманских народностей» и «окончательное подавление мусульманской буржуазии».
В ходе Октябрьской революции мусульмане сформировали немалое количество различных организаций. Среди них были такие организации, как Всероссийский мусульманский совет, Всероссийский мусульманский военный совет, Национальный парламент мусульман Внутренней России, Сибири и башкирского курултая и др. Руками членов Центрального мусульманского комитета партия большевиков занялась устранением с политической арены этих противников, крепко стоящих на ногах. Вместо них в губернских и уездных городах, селах и деревнях создавались «органы пролетарской власти» в лице Советских мусульманских комиссариатов в городах и Советов деревенской бедноты — в сельской местности.
При содействии ЦМК шло подкрепление частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Мусульманские социалистические полки были созданы в Уфе и Казани, татаро-башкирские батальоны — в Казани и Москве, отдельные отряды мусульман-красноармейцев — в Астрахани, Перми и других городах многонациональной и многоконфессиональной России. Страна бунтовала, и участие крепких и выносливых мусульман в подавлении бунтов и восстаний было как нельзя кстати. Руководители Наркомнаца не могли не отметить, что «эти части всегда доказывали свою стойкость, особенно в моменты, когда русская буржуазия делала попытки свержения Советской власти путем подкупа и провоцирования русских красноармейских частей». Мусульманский комиссариат сумел предотвратить восстание пяти тысяч красноармейцев в Казани после падения Самары в конце лета 1918 г. Из состава красноармейских частей Центрмускомом был выведен казанский мусульманский полк (800 чел.), на помощь ему из Москвы прибыл татаро-башкирский батальон (117 чел.). Аналогичные мероприятия Мусульманский комиссариат проводил в Астрахани.
Провинциальные отделы ЦМК вовсю трудились на агитационно-пропагандистком направлении. Подготавливались революционные воззвания для мусульман, на местные языки переводились брошюры революционных деятелей, готовились издания газет на татарском и башкирском языках. Революция создала огромный рынок труда для рабочих полиграфических специальностей, спрос на мусульман-типографщиков на местах возрастал с каждым днем.
Отношения с народами Кавказа устанавливались более медленными темпами: сказывалась географическая удаленность. Провести работу «с размахом» здесь мешало в первую очередь отсутствие регулярного сообщения. И все-таки при Центральном мусульманском комиссариате были открыты Отдел горцев, Закавказский, а также Туркестанский и Крымский отделы. Все усилия ЦМК и вновь созданных отделов были направлены на то, чтобы увлечь мусульман Кавказа, Средней Азии и Крыма общей идеей классовой борьбы. Для достижения поставленной цели вновь разворачивалась деятельность агитационного-пропагандистского аппарата. Однако отпечатанные воззвания и литература не всегда могли дойти до кавказских городов и селений. Планы ЦМК вскоре были нарушены окончательно, поскольку Горский отдел выделился в самостоятельную единицу при Народном комиссариате по делам национальностей.
В это же время осуществлялись попытки реорганизации мусульманской школы в духе времени. В июне 1918 г. был созван III Всероссийский съезд учащихся мусульман, который «принял платформу» Советской власти. Повсеместно открывались педагогические курсы для подготовки учителей, направляемых в мусульманские школы. При отделе просвещения Наркомнаца была создана Народная Коллегия, на которую возлагалась задача «научного обоснования всех вопросов народного образования мусульман», а также «теоретическая разработка вопроса о мусульманском университете, Восточном музее и Центральной фундаментальной мусульманской библиотеке».
Грандиозные планы преобразования жизни мусульманской общины не были до конца реализованы в связи с гражданской войной. Вся территория Южного Урала, Поволжья и населенная мусульманами часть Сибири превратилась в театр военных действий.
© Надежда Емельянова, кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник Института востоковедения РАН