Памирская экспедиция
05.02.2006
Памирская экспедиция (статьи и материалы полевых исследований). — М.: Институт востоковедения РАН, 2006. — 272 с. — Ответственный редактор Н.М. Емельянова.
Издание выполнено по программе фундаментальных исследований Президиума РАН «Этнокультурное взаимодействие в Евразии».
Сборник статей «Памирская экспедиция» стал результатом многолетней работы коллектива авторов. Это — сотрудники различных научных учреждений из Москвы (РФ), Душанбе, Хорога (Республика Таджикистан), Торонто (Канада). Наши авторы вели свои исследования как на Восточном Памире, так и в районах Западного Припамирья, в таджикском и афганском Бадахшане.
Памир издавна привлекает внимание путешественников, политиков, ученых. Здесь, в окружении высочайших вершин мира, живут народы с уникальной самобытной культурой. Их традиции, религия, язык медленно меняются на протяжении многих веков, и продолжают оставаться оригинальными в силу малочисленности этих народов, их географической замкнутости.
Нагорья Памира и Гиндукушаограничены снежными хребтами, глубокими горными ущельями и бурными реками, что во все времена делало их неприступными, окружало множеством легенд. В то же время Памир – исторический узел торговых путей и область интереснейший межкультурных контактов. С древнейших времен через Памир и припамирские области осуществлялись связи между народами Дальнего и Среднего Востока: уже во II в. до н.э. здесь проходили маршруты китайских и индийских путешественников. На рубеже IV-V вв. буддийские монахи совершали паломничества из Китая в Индию и из Индии в Китай. В китайских хрониках и путевых заметках неоднократно описывались Памир и государственное устройство населяющих его народов. Буддийские паломничества через Памир и Гиндукуш продолжали оставаться весьма интенсивными вплоть до середины VIII в., что сыграло немаловажную роль в принятии жителями некоторых районов Памира и Припамирья буддизма. С этих времен до настоящего времени сохранились остатки буддийских храмов в Бадахшане, Вахане и Южном Припамирье.
В начале VI в. на территории Средней Азии и Афганистана складывается крупное государство эфталитов со столицей в Бадахшане. Однако оно было уничтожено между 563 и 567 гг. Хосровом I Ануширваном. Можно предположить, что персидские завоевательные походы еще более упрочили бытовавший на Памире культ Солнца. Некоторые ученые связывают само название Памир (Па-и-мирх, согласно официальной афганской переписке) с именем бога солнца у древних иранцев и переводят его как «Подножие Митры», или страна, за которой восходит солнце.
На смену персидским завоевателям пришли тюрки, и некоторое время Памир как группа пограничных вассальных владений частично входил в империи западно-тюркских каганов, а с 638 г. — китайских (танских) императоров. Во второй половине VII в. к Памиру и Гиндукушу подошли армии арабов. Борьба за Памир и особенно долину Вахана усилилась в VIII в. В нее включились Арабский Халифат, Империя Тан и Тибет. Противостояние закончилось победой арабов, которые в начале IX в. полностью подчинили себе Западный Памир и Вахан. С этого времени население Памира постепенно стало склоняться к принятию ислама.
Арабы, монголы, турки высоко ценили стратегическое значение мощного барьера в виде Памира и Гиндукуша, отделяющего Индию от Центральной Азии, где они основывали мощные города и религиозные центры. Однако горная страна Памир была известна далеко за пределами Азии. Одним из первых в Европе ее описал венецианский путешественник Марко Поло. В литературе под термином Памир стали понимать и собственно Памирское нагорье (Восточный Памир), и территории Горного Бадахшана, к нему примыкающие (Западное Припамирье, именуемое нередко Западным Памиром). Авторы сборника «Памирская экспедиция» занимаются исследованием как Восточного, так и Западного Памира, хотя в большей степени наше внимание было уделено исследованию населения, относящегося к восточно-иранской языковой группы, жителям таких районов, как Вахан, Ишкашим, Шугнан, Рушан, Дарваз. Часть исследований проводилась на афганской территории Западного Памира. Нельзя забывать о том, что вышеуказанные районы расположены по обе стороны реки Пяндж – государственной границы между Таджикистаном и Афганистаном.
Памир является пограничным пространством для таких государств как Таджикистан, Афганистан, Китай, Пакистан. В XIXвеке Памир стал ареной политической борьбы России и Великобритании, в 1895 году между ними был заключен договор о разделе сфер влияния, согласно которому Пяндж стал пограничной рекой. С этого времени к нему не угасает пристальное внимание российских исследователей. В ХХ веке районы Памира и Бадахшана тщательнейшим образом изучались советскими учеными, специалистами различных областей знаний – географами, физиками, этнографами и др.
После распада СССР российские памироведы испытывали большие затруднения в проведении своих работ. Для того, чтобы выполнить полноценные исследования, необходимо время. Одной командировки для этого недостаточно. Проведение систематизированных полевых исследований в этих горных регионах было осложнено в связи с распадом общеакадамического научного пространства. Академические учреждения Таджикистана и России оказались практически изолированными друг от друга. Политические проблемы на постсоветском пространстве, гражданская война в Таджикистане, недостаток финансирования учреждений Российской академии наук – все это препятствовало работе российских памироведов.
Однако работы не были прекращены полностью. Сохранялись контакты и с нашими коллегами в Душанбе и Хороге. В Душанбинском Институте истории, археологии и этнографии им. Дониша не прекращала работу по изучению Памира археологическая экспедиция под руководством к.и.н. М.А. Бубновой. С 2002 года Институт востоковедения стал ежегодно командировать своих сотрудников в Горно-Бадахшанскую автономную область, состоялась экспедиция сотрудников ИВ РАН в афганскую провинцию Бадахшан.
Социологические исследования были связаны с вопросами культурного, исторического, религиозного развития народов афганского и таджикского Бадахшана. В первую очередь нас интересовало религиозное состояние народов афганского и таджикского Бадахшана. В советское время этот аспект почти не изучался, а события конца ХХ – начала ХХIвв. показали, что роль религии в исторических, социальных, политических процессах исследуемых регионов очень велика. С 2003 года работа по теме «Ислам у народов иранской языковой группы (на примере осетин и народов Памира)» была включена в программу фундаментальных исследований Президиума РАН «Этнокультурное взаимодействие в Евразии» (руководитель проекта д.и.н. Р.Б. Рыбаков).
Работа по данной тематике в Припамирье включала изучение истории развития ислама у памирских народов (проводился сравнительный анализ двух систем культурных и религиозных ценностей у памирцев-суннитов и памирцев-исмаилитов). Особое внимание уделялось изучению памятников исмаилизма и доисмаилитской культуры, анализу параллелей в традиционной культуре народов Кавказа и Памира (на примере народного жилища, свадебных обрядов и др.).
Кроме полевых исследований, во время командировок осуществлялись научные контакты с Академией наук РТ, Хорогским Государственным Университетом. Совместно с Институтом исмаилитских исследований (Лондон, Великобритания) нами была организована секция «Памироведение» на Всемирном конгрессе востоковедов (Москва, 2004).
Подведением итогов на данном этапе и стал наш сборник «Памирская экспедиция». Мы планируем проводить дальнейшую работу, в планах создание комплексной экспедиции совместно с Академией наук Республики Таджикистан. Надеемся, что сборник «Памирская экспедиция» заполнит некоторые вынужденные лакуны в российском памироведении, и положит начало серии исследований уникального региона, каким является Памир.
© Надежда Емельянова