Русский генерал, защитник Мака
08.04.2024
Испанский перевод выполнил Исмаэль Ортола, парагваец, живший в Советском Союзе и хорошо владеющий обоими языками.
Эта работа проливает свет на многие аспекты наследия потомка кавказских князей, прожившего свои первые 45 лет в царской России, служившего в ее армии и участвовавшего в многочисленных сражениях на Кавказе. Однако большевистская революция 1917 года сослала его, радикально изменив его жизнь.
После путешествия по большей части Восточной Европы и бывшей Османской империи бывший генерал Российской армии в 1924 году прибыл в Парагвай, страну, о которой он читал в юности из-за войн. Его принял тогдашний президент Элихио Айала, который предложил ему остаться и внести свой вклад в иммиграцию своих товарищей по оружию перед лицом неминуемой войны между Парагваем и Боливией. Оказавшись в Парагвае, он был принят в члены тогдашнего военного и военно-морского министерства. Он немедленно возглавил экспедиции к коренным жителям Чако, собирая важную информацию для обороны и находя стратегические места для строительства фортов и казарм.
Он выдающийся географ, антрополог, лингвист, поэт, артиллерист, картограф и исследователь негостеприимного региона Чако.
Война в Чако выделялась борьбой за доступ к воде как фундаментальному элементу. Ивану Тимофеевичу Беляеву принадлежит важная задача по определению географического положения лагуны Бокерон и открытию лагуны Питиантута, обильного источника пресной воды в Чако, а также указание нескольких стратегических точек для строительства фортов. В 1932 году, когда боливийская армия предприняла военные действия, Беляев стал лидером в этой войне.
После трех лет конфликта он решил с глубокой любовью посвятить себя коренному народу Мака, и эту преданность он сохранял до конца своих дней. Он основал Ассоциацию коренных народов Парагвая и благодаря своим заслугам добился высочайшего признания, возможного для человека: его считали посредником между Богом и народом мака.
Я посвятил себя переводу, а затем и публикации этой книги, поскольку Беляев был другом, защитником и союзником славянских иммигрантов в колониях Итапуа. Он оказывал им поддержку в процессе интеграции, о чем свидетельствует случай с украинскими иммигрантами из колонии Уру Сапучай в 1934 году. В том же году он основал «Российское общество фермеров» с целью защиты интересов поселенцы (газета «Эль Орден», Асунсьон, 4.12.1934).
В марте 1955 года поселенцы организовали вечер во Фраме, событие, которое режим Стресснера интерпретировал как коммунистический акт. С тех пор были мрачные дни, отмеченные жестокими репрессиями, которые оставили глубокие раны в колониях.
Во время волны преследований и военных обысков в городе Апереа, известном сегодня как Фрам, 104 поселенца были арестованы и переведены в тюрьму Энкарнасьон, а остальные подверглись пыткам в Асунсьоне (Diario Patria, Асунсьон, 26/3/ 1955). Одним из заключенных, доставленных в Асунсьон, был Владимир Кучер, жена которого Ольга уверяет, что «благодаря вмешательству Беляева перед Стресснером ее муж получил свободу, но по возвращении домой не поправился и умер в возрасте 42 лет». (Роберто Зуб, Нападение на Фрам, Асунсьон, Эль Лектор, стр. 132). Как видно, в чрезвычайно сложных обстоятельствах Беляев проявил мужество, вмешавшись и выступив в защиту поселенцев.
В 1942 году, в разгар войны в Европе, славянские баптистские церкви приняли решение «направлять пожертвования нашим вдовам, сиротам и раненым через Советский Красный Крест», несмотря на некоторую обеспокоенность по поводу возможных преследований со стороны правительства. Бутлеров, Пастор Андрес Прокопчук, который занимал пост президента Христианского союза в Парагвае, связались с генералом Беляевым, чтобы получить рекомендации по этому вопросу.
Кроме того, еще одним свидетельством его великой репутации является то, что в 1933 году собрание Славянских баптистских церквей направило ему благодарственную и приветственную телеграмму (протокол от 12.10.133).
Белорусский иммигрант Эмилиано Курилович прибыл в Асунсьон 26 января 1935 года, и в ту же ночь его посетил генерал Беляев, беседа которого продолжалась до одиннадцати вечера, как он рассказывает в своем путевом дневнике (Роберто Зуб, Эмилиано, Асунсьон, Сервилибро , 2014, стр. 89). В период с 1950 по 1956 год Эмилиано осуществлял пастырское окормление русской общины Асунсьона и за этот период записал многочисленные встречи и дружеские диалоги с Беляевым.
С другой стороны, для украинского поселенца Платона Зуба «Беляев не был похож на солдата; Его доброта в обращении и манера речи были больше похожи на священника (священника)». Неудивительно, что парагвайский консул в Париже Хуан Лапьер высказал в 1935 году: «…думая о нем, задаешься вопросом: русский ли он с парагвайской душой или парагваец с русским сердцем?» «Хорошо известно, что генерал Беляев был великим и святым деятелем, необыкновенным для нас человеком… человеком добродетельным благодаря своим жертвам и проделанной работе». Хотя он проживал в основном в Асунсьоне, где выполнял свою основную работу, у Беляева также был дом на улице Вильяррика в Энкарнасьоне, который он часто посещал, сопровождая иммигрантов.
В заключение я хочу поделиться цитатой Николая Корсакова, еще одного бывшего генерала российской армии, жившего в Асунсьоне. Наблюдая, как гроб Беляева движется к месту его последнего упокоения, где его похоронят рядом с коренным народом Мака, он произнес такие слова: «Другие или все мы будем забыты, но он никогда не будет забыт. Он движется к бессмертию».
Благодаря этой книге бессмертие Беляева распространяется и на Россию.