Skip to main content
Все проектыПоднять мечОт «электрического стула» Эдисона к фантастическому путешествию Марка Твена

От «электрического стула» Эдисона к фантастическому путешествию Марка Твена

В конце XIX века шли ожесточенные споры между сторонниками и противниками переменного тока высокого напряжения. Поистине мефистофелевым изобретением стал в 1888 году запатентованный в Соединенных Штатах Америки стул для электрической казни. Это изобретение, для которого был использован ток высокого напряжения, долгие годы применялось в Америке повсеместно, и до сих пор ежегодно его используют в десятке американских штатов.

Причастность к этому делу Томаса Альвы Эдисона смущала многих его биографов и найти упоминания о причастности изобретателя электрической лампочки к созданию «электрического стула» большая редкость: ведь Эдисон ратовал за то, чтобы смертная казнь в США была полностью отменена. Однако «Война токов», в которую в конце 1880-х вступили Эдисон, Вестингауз и Тесла, привела к тому, что Эдисон решил наглядно продемонстрировать опасность переменного тока. Он считал, что его использование для смертной казни остановит распространение этого вида электричества. Но случилось иначе. Комиссия, организованная губернатором штата Нью-Йорк, одобрила изобретение Эдисона, и с 1890 года началось его широкое использование по всем североамериканским штатам.

Практически одновременно со зловещим изобретением «электрического стула» в США вышел роман Марка Твена [1] «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Издание книги было осуществлено в 1889 году, в литературе оно стало одним из первых описаний путешествий во времени [2].

Марк Твен, как и большинство представителей его поколения, был очарован электричеством. Имея несколько собственных патентов и страстно заинтересованный в развитии технологий, состоял в переписке и дружеских отношениях с гениями электричества Томасом Альвой Эдисононом и Николой Теслой. Скорее всего, в обсуждениях с этими выдающимися изобретателями электричества и родилась идея Марка Твена об электризованных барьерах.

В романе «Янки из Коннектикута…» американский мастеровой совершает скачок во времени, попадая из XIX в VI век, в древний город Камелот – резиденцию короля Артура. Вооруженный знаниями о будущем, он стал придворным волшебником, снизив тем самым влияние старого колдуна Мерлина, и попытался модернизировать жизнь людей: «Попав в новую страну, вы прежде всего должны основать бюро патентов, затем создать школьную сеть, а вслед за этим открывайте газету».

Напомним читателю, как же описывает Марк Твен в своем произведении применение электричества в качестве грозного оружия.

Предприимчивый янки немедленно находит место при дворе короля в качестве министра-волшебника. Используя свои знания в области науки и техники, он начинает преобразовывать британское общество по образцу современной ему Америки. Спустя несколько лет в разных тихих уголках страны он «исподволь успел насадить ростки различных отраслей промышленности – зародыши будущих огромных заводов, железных и стальных миссионеров моей грядущей цивилизации». Но вскоре эти «цивилизационные» технологии, в том числе электричество, превратились в мощное и действенное оружие, которое стало использоваться для казни в армии древних рыцарей. Противостояние героя и рыцарей привело к войне между ними.

В ожидании схватки армия придворного «мага» – «пятьдесят два хорошо воспитанных, неиспорченных британских мальчика» – сооружает проволочное заграждение. Завершающая часть романа посвящена битве янки с отрядами рыцарей, в которой впервые в литературе детально описываются электрические барьеры.
Трудно сказать, личная ли это идея Марка Твена, или она родилась в сотрудничестве с гениями электричества того времени, но писатель явно предвосхитил время, предвидя, что в следующие полвека проволока под высоким напряжением станет одним из действенных видов вооружений.

Подготовку электрооружия в романе осуществляет помощник янки, бывший глава мальчиков-пажей Кларенс. Именно он устраивает все необходимое для битвы, для чего в большой пещере в окрестностях города Камелот сооружается динамо-машина. Приведем несколько цитат из романа, чтобы напомнить читателю, насколько подробно Марк Твен описал все детали этого процесса: «Мы соорудили проволочное заграждение… двенадцать крепких проводов – голых, без изоляции, идущих от большого динамо в пещере, – динамо имеет два полюса, положительный и отрицательный… Проволоки выходят из пещеры и у самой земли образуют круговую изгородь в сто ярдов в диаметре [4]; то есть не одну, а двенадцать отдельных изгородей, отстоящих одна от другой на десять футов [5] – двенадцать концентрических кругов, концы которых уходят в пещеру… Изгороди эти держатся на толстых дубовых столбах, отстоящих один от другого всего на три фута [6]; столбы на пять футов [7] врыты в землю. Провода не имеют заземления вне пещеры. Они отходят от положительного полюса динамо; с землей они соприкасаются через отрицательный полюс; провода возвращаются в пещеру, и каждый из них заземлен отдельно».

Мастер поправляет ученика: «Нет-нет, так не годится!.. Слишком большой расход энергии, энергия пропадает зря. Заземление для всей системы должно быть только одно – через отрицательный полюс.
Концы проводов должны быть введены обратно в пещеру и укреплены по отдельности без всякого заземления. Посмотри, какая получится экономия. Кавалерия идет в атаку на наше проволочное заграждение; ты не тратишь энергии, ты не тратишь денег, потому что у тебя всего одно заземление до тех пор, пока лошади не коснутся проволоки; но чуть они коснутся проволоки, произойдет замыкание с отрицательным полюсом через землю, и лошади падут мертвыми. Энергия расходуется только в то мгновение, когда она необходима; твоя молния при тебе и готова к действию, как заряженное ружье; но она не стоит тебе ни цента, пока ее не выпустишь. Нужно только одно заземление… Это не только дешевле, но и действеннее, так как, даже если провода оборвутся или запутаются, вреда не будет… Особенно если у нас в пещере будет автоматический выключатель испортившихся проводов».

В дополнение к электробарьеру придана артиллерия и минные заграждения: «Есть и артиллерия. В центре внутреннего круга на обширной платформе в шесть футов вышины я установил батарею из тринадцати орудий с большим запасом снарядов… И мины припасены. Я там насадил прелестный садик. Он расположен вокруг проволочного заграждения поясом в сто футов ширины. Мины лежат на земле и присыпаны сверху песочком.
На вид этот садик кажется совсем невинным, а пусть кто-нибудь войдет в него, и ты увидишь, что будет… Знаю, но они в порядке: я для пробы заложил несколько штук на проезжей дороге – и их испытали».

Две недели рыцари собирали свои армии: «по всем дорогам и тропам Англии ехали рыцари; и попы ехали рядом с ними и вдохновляли этих своеобразных крестоносцев на священную войну. Все дворянство, крупное и мелкопоместное, встало на защиту церкви…».

Против янки, его помощника Кларенса и армии из пятидесяти двух мальчиков поднялась вся Англия, во главе с 30-тысячной армией закованных в латы рыцарей. И вот настал день решающей битвы: «Взошло солнце и озарило простор, и мы увидели необозримую рать, приближающуюся к нам медленно и упорно, как морская волна. Чем ближе она подходила, тем грознее казалась. Да, это шла вся Англия! Вскоре мы могли уже различить бесчисленные знамена: целое море лат и кольчуг ослепительно сияло на солнце».

Схватка на минных полях была лишь прелюдией к основной битве, в которой решающая роль отводилась концентрическим кругам проволоки, находящейся под напряжением. «С полчаса почти каждые пять минут появлялись вокруг нас эти ранние пташки, без всякого иного оружия, кроме сабли; этой саблей, выставленной вперед, они нащупывали дорогу – и проволоки. Затем обыкновенно мы, еще не видя рыцаря, видели вспыхнувшую голубоватую искру – и уже знали, что произошло: бедняк коснулся саблей заряженной проволоки и моментально упал мертвым.

После промежутка угрюмого безмолвия регулярно раздавался грохот падающих железных доспехов; и так без конца; и жутко было слышать это среди мрака и тишины. Мы решили обойти наши внутренние заграждения, уже не прячась… Курьезная это была прогулка. За вторым заграждением повсюду мертвецы – еле видные, но все же видимые: мы насчитали их пятнадцать, этих трогательных статуй – мертвых рыцарей, стоявших, держась руками за верхнюю проволоку… Наш ток был так силен, что убивал раньше, чем жертва успевала вскрикнуть».

Но эти первые жертвы не смогли остановить рыцарей, не ведавших, какой огромной силой обладает построенное мастером электрическое заграждение. И тогда «я проверил электрическую сигнализацию между пещерой и батареей и убедился, что она в порядке; проверил электросвязь между пещерой и проволочными заграждениями – с ее помощью я мог пустить ток по любой из двенадцати линий».

Не будем пересказывать далее электрическую битву «мага» с закованным в латы рыцарским воинством, скажем лишь, что Марк Твен описал все детали смертоносного поражения электрическим током на проложенных проволочных барьерах – попав в ловушку, рыцари не могли уйти от электрического удара. Удивительным образом американский писатель сумел передать параметры, которые в дальнейшем были использованы для разработки электрического оружия в разных армиях мира. Но первопроходцами в этом вопросе стали русские военные инженеры.

 


[1] Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс (30 ноября 1835 – 21 апреля 1910), более известный как Марк Твен, американский писатель, фельетонист, предприниматель, издатель и лектор. Среди его романов – «Приключения Тома Сойера» (1876 г.) и его продолжение «Приключения Гекльберри Финна» (1885 г.)

[2] Только через шесть лет Герберт Уэллс опубликовал свою «Машину времени».

[3] Фотография сделана весной 1894 года и впервые опубликована в статье Томаса Коммерфорда Мартина «Генератор и другие изобретения Теслы» в журнале Century Magazine (апрель 1895 года).

[4] 91,4 метра.

[5] 3 метра.

[6] 0,91 метра.

[7] 1,5 метра.