От Стамбула до Нью-Джерси
Россия — страна многих культур и вер — всегда была сильна способностью принять в себя, не лишая самобытности, племена, этносы и народы, которым суждено было потом вместе строить цивилизационную судьбу её государства и общества. Но и на этом пути случались трудности и беды. Особенно тогда, когда этими трудностями пользовались иные державы, преследовавшие свои корыстные цели. Историческая судьба абазинского народа — тому свидетельство и урок.
…История предков абазин уходит в глубокую древность. До переселения на Северный Кавказ абазины жили в горной Абхазии и на восточном берегу Черного моря. Существует несколько версий об их происхождении, но проверку временем выдержала лишь теория о том, что абазины и абхазы — ближайшие родственные народы, которые вплоть до конца XIII века прошли весь свой исторический путь рука об руку. Геродот, Ликофрон, Стефан Византийский, Прокопий Кесарийский, Константин Багрянородный и другие историки древности писали об Абасгии (Авазии), размещая ее на северо-западе от Абхазии — от Пицунды и Бзыби до реки Псоу и далее по побережью Черного моря вплоть до Туапсе.
Миграции населения — закономерный процесс, существующий на всем протяжении истории человечества. Они вызываются разными причинами: экономическими, социальными, политическими, религиозными и носят разнообразный характер. Политическая нестабильность на Северном Кавказе, постоянные войны и междоусобицы заставляли абазин часто менять свое место жительства. Являясь коренным кавказским народом, они серьезно пострадали во время Кавказской войны XIX века, в ходе которой большая часть народа покинула свою историческую родину, уйдя в изгнание на земли Османской империи.
Этот процесс в странах Востока, а затем и в российской историографии получил название мухаджирства. По данным дореволюционных источников, на период завершения Большой Кавказской войны абазин насчитывалось порядка 120 тысяч человек, 100 тысяч из них после войны были вынуждены эмигрировать.
Абазины относятся к коренным малочисленным народам России. Всего в Российской Федерации проживает порядка 40 тысяч абазин, 35 тысяч из них живут в Карачаево-Черкесии (20 тысяч — в Черкесске и его пригороде Псыже, 15 тысяч — в абазинских и смешанных аулах республики). В Карачаево-Черкесии это четвертый по численности народ, по данным переписи 2002 года, абазины составляют 7,3% населения республики.
В результате эмиграции после Кавказской, а затем и Гражданской войны абазины оказались рассеяны по разным странам мира — Турции, Сирии, Ираку, Египту, Иордании, Ливану — бывшим вилайетам Османской империи. Говорят, что после захвата Голанских высот Израилем ливанские абазины попросили у советского правительства дать им возможность вернуться на родину, но согласия не получили. На переселение дала добро Америка, и теперь большие поселения мухаджиров с Ближнего Востока расположены в Калифорнии (Нью-Джерси и Паттерсон). Вторичные волны абазинской миграции шли и в страны Европы. Теперь мухаджиры проживают (как правило, компактно) во Франции, Германии, Великобритании, Голландии.
Всего по данным международных абазинских организаций за рубежом численность абазин составляет около 400 тысяч человек. Абазин-мухаджиров серьезно затронул процесс ассимиляции. Большинство из них переселились в города, во многом утратив свою традиционную культуру. Многие абазины диаспоры владеют родным языком, а также и другими языками адыго-абхазской группы. Однако только в России они сумели сохраниться как единый, компактно проживающий народ. Тех абазин, что тогда, в XIX веке, остались на Кавказе, российская власть взяла под защиту — как от внешней агрессии, так и от внутрикавказских усобиц. И сейчас на Кавказе абазины, обладатели мощной генетической памяти, — твёрдая опора российской государственности, важный элемент стабильности и межэтнического добрососедства. Неслучайно сами абазины часто и охотно подчёркивают, что именно русские им так близки по духу…
Предлагаемая вниманию читателя книга — не просто туристический путеводитель, хотя и в этом сугубо прикладном качестве она, надеемся, окажется полезной для читателя, сможет позвать его в дорогу. Бˆольшую часть пути один из участников нашего творческого «тандема» — Надежда Емельянова — проделала сама, впитывая в себя новые ощущения, образы и знания, которые ей щедро дарила неведомая прежде Абазиния. Лишь изредка, на ключевых этапах путешествия, мы пересекались для того, чтобы «сверить часы» своего восприятия проблем и задач, стоящих перед удивительным народом, издревле населяющим историко-культурное пространство «страны Абаза». Но изо дня в день, на каждом витке маршрута, мы продолжали разговор, обсуждая по телефону, по Интернету то, что один из нас впервые увидел, а другой — помнил с детства и глубоко прочувствовал в зрелости. В этом странствии Мусса Экзеков выступил «заочным» гидом и увлечённым толкователем культурных смыслов и традиционных символов, до сих пор пронизывающих жизнь абазин — малого народа с большой историей и, хочется думать, с ярким будущим…
Этот рассказ об увиденном и пережитом, зачастую переходящий в диалог, — первый шаг в большом проекте под названием «Культура малых народов Евразии». Рассчитанный на долгосрочную перспективу, он носит научно-исследовательский и образовательный характер, предполагает вдумчивую проработку комплекса мер, способствующих устойчивому развитию традиционных культур народов Евразии.
Изучение глубинных истоков традиций и обычаев, опыта отношений между нашими народами, бесспорно, укрепит исторические основы единения, а значит, усилит и общество, и государство. Мы искренне надеемся, что для России и Абхазии результаты проекта будут иметь особое значение — как научное, так и прикладное. Они помогут органам государственной власти в важном деле регулирования взаимоотношений в межнациональных общинах, будут способствовать формированию позитивного образа абазин и абхазов в международном культурном пространстве.
В рамках нашего Проекта мы планируем издание серии публикаций. Первый шаг на пути, который мы выбрали, — ощутить реалии сегодняшнего дня. Понять, что происходит там, где сегодня живут абазины. Проделать свой путь к ним — побыть с представителями этого древнего народа, почувствовать проблемы «изнутри» абазинского общества. Посмотреть на его жизнь с разных сторон. Но уже сейчас ясно, что эта книга о легендарной «стране Абазинии» не станет единственной. Впереди — много планов и, как минимум, учебник для школьников, только начинающих изучать культуру и историю своего народа.
…От современности — к прошлому, с поверхности повседневной жизни — в глубь традиции, от монолога — к диалогу авторов и полифонии народной жизни… Так движется наш рассказ о стране, которой нет на карте. Но она живет в сердцах людей, которым ценно прошлое и небезразлично будущее своей родины. Из неповторимого воздуха и света, из красок и тепла, из боли и радостей абазинского народа мы хотели «соткать» наше повествование. Получилось ли? Судить читателю.
Надежда Емельянова, Мусса Экзеков