Skip to main content
Все проектыАбазинский РенессансЗагадки древних народов

Загадки древних народов

История народов хранит множество тайн, история абазин – тому свидетельство. Летописи, хроники, древние предания содержат знания о древних народах, когда-то существовавших на территории нашей страны – России. Некоторые из них исчезли, другие – соединились с иными народами, получив другие имена. Об абазинском народе сведения буквально рассыпаны в документальных свидетельствах разных эпох.

Обычные люди стремятся познать Историю, цари и правители соперничают за то, чтобы войти в неё.
(Ибн Хальдун, арабский историк)

Их называли абазы, абаски, обезы, абхазы. Собирая по крупицам сведения об исторических путях абазинского народа, нанизывая их на единый логический стержень хронологического повествования, мы можем получить более полную картину развития Причерноморья и Северного Кавказа. Эти данные не только дополняют копилку сведений о формировании территориального и этнического состава Российской Федерации, но и помогают понять вопросы взаимоотношений нашей страны с соседними государствами и народами в их историческом «измерении».

Расселение абазин – как на южных склонах Кавказа, так и на северных – наблюдалось на протяжении всего исторически обозримого периода. К началу XIX века, когда Кавказ вошел в зону российского контроля, название «абаза» сохранилось за абазинами, проживающими на северных склонах Кавказских гор. Но, чтобы понять историю абазинского народа, нельзя ограничиваться географией лишь современного расселения. С первых веков нашей эры в исторических хрониках мы находим свидетельства об абазах – древнем народе, на протяжении столетий проживавшем на Кавказе – его северных и южных склонах, в горных долинах и вдоль Черноморского побережья. В то же время отсутствие у народа Абаза, составной частью которого являются абазины, собственной письменности до начала ХХ века привело к тому, что многочисленные свидетельства абазинской истории оказались разбросаны в хрониках и летописях других народов. Эти хроники и летописи – когда подробно, а когда лишь мимоходом – рассказывают о том, что происходило с абазинами на протяжении веков. Но в целом в работах хронистов разных эпох и народов накоплено необычайно много подобных свидетельств. Предпринимавшиеся в ХХ веке попытки ученых написать абазинскую историю наталкивались на значительное количество свидетельств ближайших эпох, в определённой степени загораживавших собой историческую ретроспективу. И историку зачастую было трудно прорваться в глубь времен, преодолеть сложившиеся временные стереотипы.

Особенно мощным оказался пласт второй половины XIX века, когда абазины оказались втянуты в противоборство двух империй – Российской и Османской. Российская империя усиливалась и расширялась, простирая свои владения до абазинских территорий, и укреплялась, объединяя разрозненные земли. Сил для противоборства с Россией у абазин было недостаточно, но жива была генетическая память о глубине и важности своей истории. Позиция большинства была непримирима: абазины никогда не умели безропотно склонять голову и подчиняться. К тому же народ Абаза буквально подталкивали к опрометчивому шагу. Итог оказался плачевным: народ в знак протеста снялся со своих исконных мест и ушел, растворяясь в других народах и в пространстве других земель… Абазский этнос пополнил собою генофонд таких стран, как Турция, Иордания, Египет и др. На родных просторах осталась меньшая часть абазского этноса, который стал развиваться в орбите Российского государства. Абазины обрели письменность, но при этом утратили часть своей уникальной истории…

Для того чтобы лучше понять удивительную историю абазинского народа, необходимо четко определиться с периодизацией и обозначить временные и контекстные рамки, в которых мы будем рассматривать эту историю. Существует множество способов периодизации истории. Все они носят условный характер, но, отправляясь в путешествие в глубь веков, нам надо иметь план маршрута, чтобы не потеряться в мире событий. Для того чтобы систематизировать наши знания по истории народа Абаза, воспользуемся самым простым и общим способом деления истории человечества на несколько крупных этапов.

Итак, в нашей работе мы рассмотрим, как развивалась история абазин в контексте истории Древнего мира – от первых древних государств до падения Западной Римской империи (V век нашей эры). В этот период возникали и рушились цивилизации Древнего Востока, произошел расцвет и упадок Античной Греции и Древнего Рима… Именно в эту легендарную эпоху шло формирование народности Абаза и абазинско-абхазское заселение побережья Черного моря, южных горных склонов и территорий Северо-Западного Кавказа. В период Средневековья (в V –XV веках – от падения Западной Римской империи, а затем Византии, становления Арабского халифата, возникновения и упадка монгольских ханств, до зарождения Османской империи) через Кавказ прокатывались многочисленные волны иноземных завоевателей. Хазары, арабы, персы, монголы, тюрки меняли на свой лад не только политический строй кавказских территорий, но и оказывали влияние на социальный уклад, религиозные воззрения и образ жизни кавказских народов. В Новое и в начале Новейшего времени (от XV века до 1914 года) по краям Кавказского мира выросли два мощных гиганта – Османская и Российская империи, которые, расширяясь, вступили в противоборство на кавказских просторах. В итоге они почти одновременно распались, дав начало новым государственным образованиям и продолжая вовлекать в орбиту своего влияния народы, проживающие на берегах Черного моря и по склонам Кавказских хребтов.

На протяжении всех этих периодов мы будем рассматривать историю абазин в контексте исторического взаимодействия со своими ближайшими соседями – народами Кавказа, а также «пришельцами», теми, кто пытался утвердить свою власть на Черноморском побережье и кавказских землях – греками, римлянами, монголами, арабами, персами, турками…

И, конечно, попытаемся проследить в контексте исторических эпох, каким образом абазины, этот древний народ, взаимодействовали со славянами, русами, русскими, с которыми они оказались связаны самыми тесными узами. Географический фактор оказал огромное влияние на абазин –многовековые контакты на торговых путях, а также на морских и сухопутных границах неизменно вовлекали их в историю становления и развития других народов. Порою эти контакты были настолько плотными, что целые поколения абазинского народа оказывались в других странах, на других землях. Учитывая эту историко-географическую специфику, мы также уделили большое внимание абазинским миграциям и расселениям за пределами Кавказа.

Как уже было отмечено, абазины и родственные им абхазы – один из древнейших народов, населяющих уже десятки веков причерноморские равнины, долины и ущелья Кавказских гор. А поскольку абазинская история разбросана по множеству сочинений разного достоинства, ценнейшие сведения оказались завалены грудой хронологически перепутанного, недостоверного и неточного информационного материала. Внимание ученых долгое время было лишь частью политического и военного интереса.
Исследователь Северо-Западного Кавказа, историк, этнограф и картограф царской России Евгений Дмитриевич Фелицын (1848– 1903) писал по этому поводу, что абазинам и черкесам уделялось немало внимания историками разных эпох и разных стран – Греции, Византии, арабского и тюркского мира, тогда как российские исследователи по-настоящему занялись изучением Кавказа лишь в XIX веке. При этом, отмечал Фелицын, некоторые сочинения «настолько обстоятельны и хороши, что не лишены даже современного интереса»1. Среди таких работ он особо обращает внимание на труд С.М. Броневского 1823 года «Новейшие исторические и статистические сведения о Кавказе». И хотя к началу XX века Кавказ стал более открыт для исследователей, тем не менее, как говорил Фелицын, «многое еще остается не только не исследованным, но даже совершенно не затронутым». Нельзя не прислушаться к его мнению как специалиста и не согласиться с ним, когда он говорит, что «труды барона Услара, Люлье, Дубровина, Берже, барона Сталя, Леонтовича, Шор-бек-Ногмова, несмотря на многие другие достоинства и важное значение для науки, весьма мало знакомят нас с загадочной историей западно-кавказских горцев, не разъясняют вопроса о происхождении этих народов и разделения их на племена»2.

Для первой книги – «Наперекор стихиям» – мы постарались максимально полно извлечь все имеющиеся данные из древних летописей и хроник, изучали сочинения древних римлян и греков, в частности, «Географию» Страбона, повествования о войнах Рима с готами и персами Прокопия Кесарийского. Обратились к древнерусским летописям – Лаврентьевской, Троицкой, Ипатьевской, а также арабским хроникам Ибн аль-Асира, Рашид-ад-Дина, Джувейни, ал-Джабарти. Были тщательнейшим образом проштудированы записи путешественников разных эпох, включая Ибн Батуту, Эвлия Челеби, Гильденштедта; привлечены документы путешественников-дипломатов и путешественников-ученых, среди которых можем назвать Ксаверио Главани и Юлиуса Клапрота. Для нашей книги мы старались отбирать только надёжные исторические источники, достоверность которых не вызывает сомнения.
В итоге долгой и кропотливой работы авторам удалось провести реконструкцию исторического развития народа Абаза.

Книга первая нашего издания по своей сути является историей народа в контексте его международных, дипломатических отношений. История Абаза – это история частых войн и редких мирных передышек, история обороны своей страны от врагов и заключения мирных союзов с соседями. Русское, славянское порубежье во все времена было для Абаза территорией, откуда можно было ждать защиты и поддержки.

Через призму исторических документов и архивных свидетельств народ Абаза – составной частью которого являются и абазины, и абхазы – предстает как хранитель колоссальной энергии.
Казалось бы, даже практически уничтоженный, этот народ не покоряется противнику и не ломается под грузом невзгод. В самые сложнейшие периоды своей жизни он находит внутренние силы для Возрождения. Таким возрожденческим этапом для Абаза стал ХХ век – время, когда народ обрел свою, утраченную в глубокой древности, письменность. Чтобы подойти к этому времени, народу пришлось пережить много сложнейших этапов, о чем мы и поведаем читателю в нашей первой книге.